Выставки Москвы

Выставка Советский неореализм, Москва
Новый Манеж, 20 декабря 2012 – 27 января 2013

6.9

Не слишком суровый стиль, о котором мало кто знает

Живописный эквивалент фильма «Мне двадцать лет» не «Строители Братска», а скорее картина Юрия Пенушкина с двумя слегка рассеянными девушками в пестрых юбках с велосипедом и на фоне моднейших выставочных афиш «Советская скульптура-64». И если 1930-е с портретами вождей и стахановцев можно считать последствиями Репина, то 1950-е и 1960-е — это перепевы Серова и ОСТа: неореализм, но не критический, а романтический, когда вместо великих княгинь на фоне по-серовски благородных серых стен так же лихо написаны строгие советские девушки с очень непростыми, как видно, характерами.

Место проведения

Новый Манеж

Новый Манеж

8.0
«Младший брат» Манежа располагается в здании из красного кирпича, в котором находилась первая городская электростанция. Летом здесь ежегодно (каждый раз — на новую тему) проходит выставка современного искусства «Форум художественных инициатив». В течение остального сезона проходят самые разные выставки — от исторических до коммерческих.
телефон+7 (495) 692 44 59
адрес
ценаВход 20–250 р.
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
отзывы:
105
оценок:
0
рейтинг:
592

Не слишком суровый стиль, о котором мало кто знает

Кажется, все главные пункты советского наследия хорошо известны. Исторический авангард, нонконформизм, «суровый стиль» 1960-х, нью-вейв 1980-х. Потом оценили соцреализм, который только недавно начали воспринимать как искусство, а не как симптом некоей страшной болезни. Но искусство оттепели (исключая упомянутых «суровых») оставалось в тени, и для него эта выставка может стать настоящим прорывом. Перед нами разворачивается картина другого, не официального, но и не «сурового» советского антимодернизма. А именно так, как отрицание модернизма, который являлся синонимом современной западной культуры, определяется то искусство, которое доминировало в СССР. И в нем, как выясняется, был не только Бродский (который академик). Живописный эквивалент фильма «Мне двадцать лет» не «Строители Братска». Скорее это картина Юрия Пенушкина с двумя слегка рассеянными девушками в пестрых юбках с велосипедом и на фоне моднейших выставочных афиш «Советская скульптура-61». Или «Городской пейзаж» Глеба Белова, техничная и свежая советская графика, от которой дух захватывает, потому что непонятно, как одним черным можно выразить все о такой важной для поэтики 1960-х вещи, как мокрая мостовая. И если 1930-е с портретами вождей и стахановцев можно считать последствиями Репина, то 1950-е и 1960-е — это перепевы Серова: неореализм, но не критический, а романтический, когда вместо великих княгинь на фоне по-серовски благородных серых стен так же виртуозно написаны строгие советские девушки с очень непростыми, как видно, характерами. Пусть для Запада реалистическая традиция была исчерпана, в СССР она продолжалась, и хотя внутри нее не было сделано новых великих художественных открытий, кое-что новое все же было сказано — кое-что новое в области человеческого содержания, которое никогда не перестает обновляться. И даже если уже Мане не интересовался психологией своих моделей, а только живописной поверхностью как таковой, человеческие типы все же продолжали меняться и после Мане: меняться и взывать к портретированию. Особенно что касается начавших уже ­забываться сегодня шестидесятнических типов хороших советских людей.

Отзывы пользователей о выставке «Советский неореализм»

Фото Igor Glazov
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
17
7


Куратор выставки Семён Ильич Михайловский, талантливый организатор, несомненно, обладающий чувством исторического времени, создал экспозицию, которая являет собой новый подход в презентации петербургской академической школы, убедительно доказывающий ее художественную и историческую ценность для отечественной культуры.

Название выставки предельно точно отражает ее содержание: представленные учебные работы студентов института им. Репина 1953-1968 годов это, собственно, работы первого поколения людей, родившихся в СССР. Большинство из них, несмотря на молодость, имели за плечами тот груз жестокого жизненного опыта, который с первых шагов в искусстве придал зрелость и художественную самостоятельность их творчеству. Это особенно заметно в портретах, где психологическая характеристика модели порой достигает силы приближающегося к типу собирательного образа. Психологизм присутствует и в двойных постановках, многие из которых выходят за рамки требований, предъявляемых к учебной работе, и вполне могут считаться законченными картинами.
Обращает на себя внимание общая приподнятость настроения представленных работ. Она нарушается только в нескольких графических листах, где внимательный зритель может ощутить холод чудовищного советского быта. В разрушенной советской властью, покрытой концлагерями стране особенно остро ощущалась тоска по европейской культуре. Мажорная тональность живописи наряду с присущим «оттепели» демократизмом сюжетных трактовок роднит полотна с итальянским неореализмом. Работы сообщают идеальное представление о времени, парадоксально сформированное кинематографическими образами. Это заметно и в тяготеющих к кинокадру композиционных решениях, и в ультрамодной стилистике представленных моделей. Кажется вполне естественным, что обездоленность людей тех лет компенсировалась в их сознании мечтой о счастливой жизни, питавшейся, в том числе, образами популярного кинематографа.
Выставка в целом производит сильное впечатление. Зритель, посетивший её, получит счастливую возможность не только насладиться свежестью живописи и неожиданной для советского искусства искренностью, но и погрузиться в исторический и культурный контекст ушедшей эпохи.

Фото сергей коновалов
отзывы:
852
оценок:
995
рейтинг:
637
5

Ленинградский арт без Ленина

Несколько тенденциозный выбор, основанный на сиюминутных модных тенденциях. Одна бабушка при мне выразила сомнение, увидев выставляемую одежду: "Что-то я такого на улиц не помню. наверное, из-за границы кто-то привёз..." На самом-то деле это были костюмы из современного магазина винтажной одежды. Ну бог с ней, с объективностью, выставка удачно дополняет экспонируемую параллельно "Венеру Советскую" за счёт романтичных, мечтательных, очень таких милых, "ленинградских" картин.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить