Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.8

Выставка
Советский дизайн 1950–1980-х годов

Индустриальные формы позднесоветской эпохи

Популярная экспозиция про советский индустриальный дизайн 50–80-х. С большим энтузиазмом организаторы говорят о том, что (вопреки распространенному мнению) советский дизайн все же был — далеко не все творческие усилия шли на космос и оборону. Экспонаты собирали по дизайнерам, наследникам дизайнеров и просто покупали на «Молотке». Заодно записали интервью с корифеями, которые еще живы, например — с главным дизайнером завода «Москвич» Зайцевым или с художником-графиком Акоповым, который делал фирменный стиль для московской Олимпиады-80.

  • Советский дизайн 1950–1980-х годов – афиша
  • Советский дизайн 1950–1980-х годов – афиша
  • Советский дизайн 1950–1980-х годов – афиша
  • Советский дизайн 1950–1980-х годов – афиша
  • Советский дизайн 1950–1980-х годов – афиша
Дизайн

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
14 ноября 2012
Индустриальные формы позднесоветской эпохи

Какое-то время назад предприимчивая дизайн-импрессарио Александра Санькова и двое ее товарищей — арт-директор «Синефантома» Степан Лукьянов и архитектор и участник арт-группы «Синий суп» Валерий Патконен — решили открыть музей дизайна. Первым делом они заказали модным иностранцам фирменный стиль, вторым — завели автобус, который назвали передвижным музеем, и устроили презентацию. Несколько месяцев спустя до того в общем-то виртуальный музей обрел конкретные очертания, нашел себе постоянное место и уже даже об­заводится фондами — в подвальном этаже большого Манежа, который поделили на три части (другие две отданы под Музей экранной культуры и музей «Книга художника»). Выставка, которой открывается музей, по словам Саньковой, предназначена для «дженерал паблик» — популярная экспозиция про советский индустриальный дизайн 50–80-х. Ее собрали быстро, но успели страшно воодушевиться: с большим энтузиазмом организаторы говорят о том, что (вопреки распространенному мнению) советский дизайн все же был — далеко не все творческие усилия шли на космос и оборону. Экспонаты собирали по дизайнерам, наследникам дизайнеров и просто покупали на «Молотке». В качестве сопроводительного материала записали интервью с корифеями, которые еще живы — например, с главным дизайнером завода «Москвич» Зайцевым, или с художником-графиком Акоповым, который делал фирменный стиль для московской Олимпиады-80, или с целой группой дизайнеров ленинградского завода «Ракета», который сейчас купили швейцарцы. Экспонатов собрали много — но от большей части пришлось отказываться ради чистоты картины: не все товары в линейке могли претендовать на то, чтобы стать иконой социалистического формотворчества. Например, не­валяшек было несколько типов — не только красная девочка, которую все помнят, но еще неваляшка-мальчик и неваляшка-грибок. «И вот когда мы достали их из коробки, — говорит Санькова, — кроме как нецензурно высказаться не могли — такие они оказались страшные». Так что грибки и мальчиков решили не показывать, чтобы не отвлекаться на курьезы и выстроить идеальную картину позднего социалистического модернизма.

16
0

Отзывы

9
Виктор Славутинский
123 отзыва, 123 оценки, рейтинг 240
1 декабря 2012

Замечательно, только мало. И раз, и два, и три я видел как посетители игнорировали таблички и тянулись к настоящим советским автомобилю, педальной детской машинке, радиоприёмникам и телевизорам, автомату с газировкой. Трудно устоять перед соблазном прикоснуться к детству, так что я бы поставил тетёнек посерьёзнее, чтобы следили. Мне самому стоило больших усилий удержать себя на должной дистанции от гитары "Урал" со всеми кнопками и ручками. Пусть у ней гриф толщиной с три обычных, зато оно ведь настоящее. Живое и родное.

Плюс ещё советские плакаты, рисунки типа исходного скетча к пачке "Казбека", проекты уникальных средств передвижения навроде тех что в своё время печатали в журнале "Техника Молодёжи", и многое другое. Думаю сказанного вполне достаточно. Полный плюс. Минус только в том что хочется больше, экспозиция относительно маленькая. К примеру, из космической темы всего один плакат, а в СССР она была самой важной наверное.

Зато в соседнем отделе того же зала идёт выставка "Издатель Воллар и его художники", с иллюстрациями к Библии Марка Шагала, картинками к авторам типа Бодлера и Мопассана за авторством Пикассо и прочих аналогичного уровня. Так что имеет тот же самый контраст что был тогда: с одной стороны довольно бестолковый и местами китчевый но очень живой СССР, а с другой эстетски и высокохудожественно "загнивающий" Запад. Разница только в том что в те времена мало кто мог попробовать обе половинки яблока.

Рекомендую по завершении экскурсии посетить "Столовую №53" что на верхнем этаже ГУМа. Для упрочения впечатления.

9
0
5
Yuri Jakor
127 отзывов, 1413 оценки, рейтинг 85
13 декабря 2012

У этой выставки есть одна проблема: она не про дизайн, она про настольгию. И потому здесь важен фактор узнавания, а не красоты. Эта история про то, что такой холодильник до сих пор стоит у меня на даче и работает небось уже полвека (ЗИС-Москва), а о таком детском велосипеде-машинке я всю жизнь мечтал.
Эта выставка хороша именно тем, что даже для человека лет 25, если он не воспитывался совсем уж у олигархов, возникнет ощущение узнавания, ощущение детства. И потому, кстати, так охотно и жадно все фотографировали - ушедшая сладкая эпоха почти ундервудовский "Очень хочется в Советский Союз".
А про советский дизайн надо делать совсем другую выставку гораздо более занудную и на гораздо большем пространстве. И ни в коем случае не забыть про ковер - важнейший символ брежневской эпохи!

7
0
3
Art Frog
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 5
5 января 2013

Очень жаль, что именно в Центральном выставочном зале "Манеж" проходит такая жалкая, скудная выставка, посвященная Советскому дизайну!. Именно в зале, в котором в Советское время проходили Всесоюзные выставки. К. которым ежегодно готовились советские художники и дизайнеры, и чтобы поучаствовать, проходили республиканские выставкомы. И выставки эти выглядели очень Достойно!
На многих старых подмосковных дачах экспонатов больше, чем на этой выставке! Эта выставка достойна провинциального клуба, а не Центрального выставочного зала Столицы. Тем более на Зимние каникулы, да еще и при таком странном соседстве Воллара.
Что хотели сказать кураторы этой жалкой экспозицией? Унизить "Советский дизайн? Он был, есть, и до сих пор присутствует в нашей жизни.

5
0
1
Таня Гусарова
39 отзывов, 41 оценка, рейтинг 76
10 декабря 2012

Не понравилось. Все как-то убогонько. В ресторане "У Петровича" - и то больше таких раритетов. Можно было и фон музыкальный сделать из песен в исполнении Миансаровой, Магомаева и других замечательных исполнителей. Или катушечные маги врубить. Интерактивность тоже не помешала бы, правы предыдущие рецензенты. Уж если поставили мебель, тогда и фикус рядом или что-нибудь типа того.
В общем, ощущение такое, что устроители хотели срубить бабла - и все.
Вспомнилась выставка Диора у И.А. Антоновой, где все было продумано до мельчайших деталей.

5
0
9
Andrey Adno
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 5
9 декабря 2012

Обязательно сходить всем. Чтобы еще больше утвертидться в том, что потенциал страны и людей опережал остальные страны

5
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все