Москва
7.8

Выставка
Номинанты премии Кандинского-2012

Премия без главных номинантов

Премия Кандинского нынешнего года — уравнение, основной член которого вынесен за скобки. В скобках все вроде бы ничего: выставкой номинантов открывается музей в «Ударнике», в основной категории номинирован Монастырский, хотя бы и в окружении салонных АЕС+Ф, Гарунова и Гутова. В молодой номинации — как и бывает — работы интереснее, чем в основной: тут есть, скажем, Дмитрий Венков с мокьюментари о карго-культе за МКАД или группировка «ЗИП» со своей «Утопией». Но все равно на вручении премии все будут считать, сколько раз упомянут Pussy Riot в речах.

  • Номинанты премии Кандинского-2012 – афиша
  • Номинанты премии Кандинского-2012 – афиша
  • Номинанты премии Кандинского-2012 – афиша
  • Номинанты премии Кандинского-2012 – афиша
  • Номинанты премии Кандинского-2012 – афиша
Видео, Живопись, Графика, Скульптура, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
17 октября 2012
Премия без главных номинантов

В рутинной задаче, которой является оценка раскладов в ежегодной художественной премии в России, за пять лет установилось несколько элементарных параметров, по которым прикидываешь, каков общий вектор — консервативный или не очень. Есть скандал с акционистами или нет скандала, много сомнительного формализма в номинациях или очень. В этом году скандал в центре внимания, но в этом нет ни прямой вины премии, ни злого умысла ее организаторов. Нет повода сомневаться в том, что представленные к номинации Pussy Riot не вошли в лонг-лист в результате честной процедуры. Правда, это стоило профессиональному сообществу кризиса критериев, но это, вообще-то, даже полезно. При этом жалко было смотреть, как институциональная структура премии, рассчитанная на условно «нормальное» течение художественного процесса в некоем условно «нормальном» либеральном обществе, начинает скрежетать и дымиться, как только в ее механизм попадает результат радикальной ненормальности действительной жизни. Премия Кандинского не первая испытывает трудности в подобной ситуации — можно привести в пример премию Брака. Там результатом исключения политических художников из номинаций стали протесты на вручении премии с последующим арестом 14 человек. Правда, было это в 1968 году и в Аргентине — неприятная параллель, учитывая последующую историю этой страны, в которой развитие художественных институций тоже шло несколько не в ногу с развитием всего остального.

Ясно, что премия Кандинского нынешнего года — уравнение, основной член которого вынесен за скобки. В скобках все вроде бы совсем неплохо: выставкой номинантов открывается музей в «Ударнике», в основной категории номинирован Монастырский, хотя бы и в окружении салонных «АЕС+Ф», Гарунова, Пушницкого и Гутова. В молодой номинации — как и бывает обычно — работы интереснее, чем в основной: тут есть, скажем, Дмитрий Венков с мокьюментари о карго-культе за МКАД или группировка «ЗИП» со своей «Утопией», представляющей собой нечто вроде макета идеального города для художников. Хотя все равно ясно, что на вручении премии все будут внимательно считать, кто и сколько раз упомянет Pussy Riot в благодарственных речах.

4
0

Отзывы

7
Vavaka
69 отзывов, 575 оценок, рейтинг 184
29 октября 2012

Не являясь особым ценителем современного искусства (прежде всего, потому, что не являюсь знатоком, да и на роль дилетанта, неизвестно, прошла бы ли?), на выставку пошла - из любопытства, из чувства патриотизма (почему в Германии, например, подобные выставки посещаю, а в родной Москве - нет?) и из солидарности с рассказавшими о данном событии.
Правда, шла с некоторой опаской - боялась агрессивности того, что могла увидеть, боялась, что всё (ну, или почти всё) не смогу понять и "перевести" на понятный мне "язык" восприятия, что не найду того, что тронуло бы и по-настоящему понравилось, что почувствую себя ... лишней среди ходящих по выставке ценителей и знатоков. Так или иначе опасения не подтвердились.
Понравилась сама идея "разыскивания" объектов по довольно просторной и многослойной территории, когда от одного до другого объекта успеваешь отдохнуть и переключиться, когда эти самые объекты могут оказываться в достаточно неожиданных местах. (Только, задумывая переобустройство "Ударника" под подобные экспозиции, надо бы придумать и реализовать альтернативные лестницам способы перемещения по этажам.)
Такого, чтобы вызвало острое неприятие и/или отторжение практически не нашлось. Некоторые вещи всё же остались ну совсем не понятыми, некоторые просто позабавили.
Из того, что понравилось (по-разному, но всё же) отмечу работы Дмитрия Гутова (объёмные металлоконструкции образа Богородицы), Юрия Шабельникова "Библейская почта" (хотя с некоторыми прочтениями я бы "громко" поспорила), Григория Брускина "ВРЕМЯ Ч", Евгения Гранильщикова с "Письмом" и "Методом", Антона Чумака "Тотальная инсталляция "Храм огня"", ЗИП "Утопия", Ольги Кройтор "Очищение" и Анастасии Хорошиловой "Человек без территории".
Интересно будет узнать о результатах присуждения Премии. Ещё раз поудивляться :).

5
0
7
Пользователь Афиши №1173574
33 отзыва, 206 оценок, рейтинг 157
29 ноября 2012
Ода конъюнктурам

Занимательное, а местами и скучное разноформатное искусство, претендующее на звание "Выше среднего".
Посещение этой выставки - отличная возможность для лиц не искушённых великим и высоким почувствовать себя "в теме", так как все экспонаты помимо табличек с названием снабжены подробными описаниями. Да и сами по себе работы достаточно понятны, а их разнообразность не позволяет глазу замылиться. Объём экспозиции не большой, так что можно пройти все три этажа и совершенно не устать.
Однако меня, человека совершенно не искушённого искусством, не покидало ощущение, что оно, искусство, потеряло свою независимость, а вдохновение черпается на Дожде, Эхе и Снобе.

2
0
7
Ирина Сироткина
52 отзыва, 56 оценок, рейтинг 39
27 октября 2012

Рекомендую всем любителям и нелюбителям актуального искусства посмотреть на эту тотальную инсталляцию в залах легендарного "Ударника". Творение архитектора Б. Иофана последние двенадцать лет было отдано под казино, в результате чего высокий советский конструктивизм покрылся кичевым глянцем. Все эти культурные слои, включая недавние графитти, создают потрясающее выставочное пространство, в котором особенно выигрышно смотрится концептуальное искусство. В "Ударнике" четыре этажа: бывшее фойе, зрительный зал, балкон кинозала и подземелье - и четыре соответствующих раздела: "Зал ожидания", "Против элитизма. Миграция в реальность", "Синхронизация. Общее личное время" и "Крипт. Индивидуальные культы". Всего 35 работ. В отсутствии Pussy Riot, из работ на свежую политическую тему на первом месте оказался "Пленэр" (Коллектив авторов). Гораздо больше, чем современная политика, художников влекут утопии ("Новые формы жизни Натальи Зинцовой, "Утопия" ЗИП) и сакральное ("Тотальная молитва" Аладдина Гаурнова, "Храм огня" Антона Чумака, "Безумные подражатели" Дмитрия Венкова). Особенно популярны почему-то отрубленные головы, появляющиеся в кровожадной инсталяции Дитрия Цветкова "Головы героев" и в гламурной "Священной аллегории" АЕС+Ф. Безусловного лидера среди работ я не нашла, а потому гадать о том, какой проект станет "проектом года", не стала.

1
0
7
ДАНИЛА БУЛАТОВ
22 отзыва, 88 оценок, рейтинг 14
27 октября 2012

Выставка получилась почти концептуальной и в общем целостной. И эта целостность, обусловленная в какой-то степени замечательным зданием "Ударника" - эклектичным (c интерьерами казино и кинотеатра в одном флаконе) и в то же время здорово подходящим под экспозиционные нужды, - главный плюс. Еще одно достоинство - существенное доминирование не интернациональной, а именно российской проблематики. И мало глянца (что идет только на пользу АЕС+Ф - в этом контексте они смотрятся немножко инопланетянами - особенно рядом с брутальным Полисским). Очень много работ, посвященных переживанию нашего коллективного прошлого и проблемам нового утопизма ("Головы героев Цветкова", "Утопия" группировки ЗИП, скульптуры Брускина, "Мастер 3-го разряда" Сакина, "Аварийное всплытие" Коловского) есть и живые, очень экспрессивные художественные высказывания (Жиляев, Гайсумов), ну и конечно же куда без мыслей если не о коллапсе, то по крайней мере о судьбе цивилизации ("Храм Огня" Чумака, "Механизмы времени" Пушницкого). Но где актуальные работы? Без бесконечного рефлексирования на тему совка, без высоколобых заумствований (Шабельников или Гутов - отличные художники, но сколько можно...)? Где свежее дыхание? Стратегии молодых художников в разы интереснее, но и они работают в том же русле, которое развивали их предшественники лет 20 назад (см. работы Карякиной, Сафроновой, Зинцовой). Отсюда и целостность, но и ощущение дремотности какой-то... Я бы всем назло дал приз... да черт возьми, Pussy Riot!

Короче говоря, выставка хорошая (и я ставил оценку именно выставке), только объединяющего названия не хватает (что-нибудь вроде "В классике жанра. От совка к совриску"), а премия - решайте сами. Главное подозрение, что жюри и выбирать-то особо не из кого было...

1
0
1
Светлана З
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
12 декабря 2012

Послушала анонс о премии Кандинского (плохо отношусь к беспредметной живописи) по радио, прочитала отзывы на вашем сайте, возникло желание посмотреть – посмотрела ролик первого канала, посвященный этому событию.
"Современное искусство настолько радикально перешло в другие материалы, в другие нетрадиционные фактуры и техники, что обыватель просто не успевает, рядовой человек не успевает за этим. И ему кажется, что из-за того, что изменилась фактура, изменились основополагающие идеи и страсть, которая двигает художником. Это неправда", - отмечает председатель попечительского совета Премии Кандинского Шалва Бреус.
Современное искусство в том виде, в котором оно представлено на выставке я не понимаю и не принимаю. Попытка уважаемого председателя, убедить «обывателя» в полезности проведения подобного мероприятия не удалась. Насколько ближе и понятнее: «Не сотвори новое, но вечное». Останутся ли «произведения искусства», представленные на выставке, в веках?

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все