Баллен бывал в Петербурге — восемь лет назад, с выставкой в Строгановском дворце. С тех пор стал значительно страннее и добавил популярности: полтора десятка персональных выставок в год — это что, если не популярность? Путешествуют, надо полагать, и пара ретроспектив Баллена, появляясь одновременно в разных концах света, — у нас за два года его показали в Москве, Омске, Новосибирске и Екатеринбурге; по ходу в ретроспективу поступает новый материал — и в «Росфото» покажут его вплоть до 2011 года.
Восемь лет назад это была все-таки еще фотография, фотография как фотография; то есть в смысле — хорошая фотография, не «фигня как фигня», настоящая фотография; фотография все-таки как документ, хотя бы и наполненный до краев «документальным вымыслом», как называет свои манипуляции и постановки Баллен. Персонажи его — для него актеры — там еще сохраняли какую-то свою, невыдуманную значимость. Сейчас люди в кадр Баллена почти не попадают. В последней серии, «Asylum», лицо единственного человеческого существа, снявшегося в серии, закрыто грубой маской из картона. Фон неглубокий, есть только первый план, отчего взгляд немедленно упирается в стену — такие граффити, примитивные и экспрессивные, в фильмах ужасов непременно украшают какие-нибудь нехорошие дома, но еще до этого возникает клаустрофобическое ощущение, будто некуда бежать. Свидригайловская банька с пауками. Баллен свои декорации порой представляет отдельными выставками: ну а что, если зрителю не показывать, а и правда окунуть его в кошмар? Или все-таки фотография не хуже как способ запечатления кошмара? Гнетущее чувство, будто труп только что вынесли или, наоборот, он вот-вот появится, — это было свойственно фотографиям Баллена всегда; начало ретроспективы датируется 1983 годом — это когда он приступил к серии «Drops», оставил стрит-фотографию и начал снимать пустынные городки в ЮАР. Начинал с фасадов, фронтально, постепенно проникая внутрь, изучая интерьеры, странные, непонятные; следы чьей-то жизни на стенах — вплоть до этой самой последней в доме стены, откуда некуда бежать, где и разыгрываются его последние фантасмагории.
вполне интересная выставка...понравилось что не было фоновой музыки и был слышен скрип и хруст старого паркета....что вполне сочетается с фото.
Успела сегодня на последний день выставки. Под большим впечатлением. Очень тяжелые для восприятия образы. Соглашусь с утверждением, что Баллена необходимо разбавлять - не планировала, но пришлось зайти еще на выставку Антощенкова, дабы снять некую возбужденность сознания. Никогда не задумываешься о людях которые живут вне общепринятых норм и образа жизни. Только поверхностно... Его фотографии передают полностью другую сторону существования. И понимать это очень важно. В целом - я рада, что мне удалось посетить выставку!
Хочется чего-нибудь выпить после выставки.Как правильно сказала тетенька у входа,Баллена надо разбавлять
Очень сильная выставка. Советую. Я под сильным впечатлением. Выбор персонажей автора фотографий крайне необычен. Сплошные уродцы ... Адско мрачная тема.
Мне понравились фотографии с их технической стороны, очень интересные текстуры... Но они все постановочные, это чувствуется, как-то слишком театрально, суховато. Если говорить о композиции кадра-многие предметы мне, как художнику, показались лишними. Переизбыток деталей, и фото очень-очень депрессивные.