До сих пор максимум, что известно о современном искусстве Черногории, так это что есть биеннале в Цетине — вернее, была биеннале, небольшая, но достойная, десять-двенадцать лет назад весьма привечаемая российскими художниками и кураторами, туда много кто ездил. А вот чтобы оттуда — не припомнить; культурный туризм, как и обычный, осуществлялся в одном направлении. Но теперь в связи с Днями современной черногорской культуры куратор и художественный директор их Центра современного искусства Лиляна Караджич привезла тринадцать произведений тринадцати авторов, «которые отражают главные направления актуального искусства», — уверяет Караджич в каталоге. Ничего, впрочем, такого собственно черногорского или хотя бы балканского тут, кроме некоторых сюжетов, вы не найдете; обыкновенное евроискусство, чем в Черногории, наверное, очень довольны. Скажем, обыкновенный такой европрофессор Ненад Шошкич, декан скульптурного факультета в Цетине: абстракция в камне, дереве и глине. Посуше и просто академичнее арте повера, но поживее концептуализма — можно, конечно, попробовать в этом увидеть южный темперамент… Но ни камня, ни дерева, ни даже глины нет, не привезли; профессор представлен одним-единственным произведением (опять-таки что-то среднее, не то объект, не то скульптура — какой-то недооскульптурившийся объект; но неплохо, интересно) размером 27х32 см. Выставка вообще небольшая — как и сама Черногория; и в целом небольшая, и по отдельности тут тоже преимущественно все такое маленькое — коротенькие, в несколько секунд, видеомонтажи Теодоры Никчевич; или объект из резного плексигласа «Красный лес» Лены Никчевич — размером чуть побольше А4; или чуть поменьше — одна-единственная картина Синиши Радуловича… Вот это, пожалуй, самое черногорское тут, передающее одну яркую особенность черногорского искусства: фамилии. Они там, возникает такое впечатление, не только однофамильцы, но и родственники друг друга, такое семейное предприятие, — и это, можно проверить, во многом верное впечатление.