Выставки Москвы

Выставка Временная архитектура парка Горького: от Мельникова до Бана

20 октября – 9 декабря 2012
7.6
оценить

Архитектурные хроники ЦПКиО им. Горького в фотографиях, макетах и чертежах

«Гараж» открывает свой временный павильон выставкой о временной же архитектуре парка Горького. В проектировании временных павильонов ЦПКиО 1920-х и в оформлении досуговых мероприятий участвовали пионеры конструктивизма — Мельников, братья Стенберг, Лисицкий. Чудесным образом дизайнерские и конструктивные инновации реализовывались с помощью традиционных материалов: в ход шли дерево и бумага. Так что бумажный павильон японца Сигэру Бана, в котором все это покажут, эффектно вписывается в традицию.

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
отзывы:
105
оценок:
0
рейтинг:
592

Архитектурные хроники ЦПКиО им. Горького в фотографиях, макетах и чертежах

«Гараж» открывает свой временный павильон, построенный японцем Сигэру ­Баном из бумажных трубок, пропитанных особым укрепляющим составом, выставкой о временной же архитектуре парка Горького — от первых лет его существования, то есть с момента открытия Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве в 1923 году. Это должно быть и вправду любопытно, ведь нет ничего интереснее, чем временное и несохранившееся, особенно в том, что касается конструктивизма, футуризма и супрематизма — зловещая романтика тления, коснувшегося мечтаний о будущем, когда-то актуальное предвкушение счастливой жизни, канувшее в прошлое. Самые сильные чувства такого типа вызывает, конечно, история про супрематический гроб Малевича — футуристические фантазии, засыпанные сырой землей. Временные постройки первых лет Советского государства должны будоражить не меньше. В дореволюционной России типология временных сооружений в основном сводилась к возведению деревянных триумфальных арок на пути следования коронационных процессий, но Советское государство ввело иные формы. Триумфальные арки тоже остались, но цари сквозь них не ехали, сквозь них шел народ — стоит взглянуть на спроектированную радикалом неоклассицизма Жолтовским входную арку, через которую толпы граждан нового государства попадали на вышеупомянутую выставку 1923 года. Впрочем, неоклассицизм был скорее масштабным исключением — в проектировании временных павильонов появившегося на месте выставки ЦПКиО и в оформлении досуговых мероприятий участвовали именно пионеры конструктивизма — Мельников, братья Стенберги, Лисицкий. Чудесным образом дизайнерские и конструктивные инновации реализовывались с помощью традиционных материалов: в ход шло дерево (мельниковский павильон «Махорка» — авангардная компоновка архитектурных форм, сколоченных из простых досок) и бумага (бумажный кессонированный потолок Лисиц­кого для Всесоюзной полиграфической выставки в главном здании выставки 1923 года). Так что бумажный павильон Бана, в котором все это покажут, эффектно вписывается в традицию. Обещают, что он не размокнет.

7

Отзывы пользователей о выставке «Временная архитектура парка Горького: от Мельникова до Бана»

Фото Дима Белов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
5

Небольшое помещение, обильный запах дерева, на входе охрана сразу предупреждает что снимать нельзя. Дальше ресепшен, девушка штукатуренным лицом бегло рассказывает о выставке и суёт буклет. Ждал нечто большего от дома из картона. Не понял зачем надо было приглашать японского архитектора, чтобы построить сие чудо. Чертежи некоторые понравились, есть даже на синей бумаге). Крутят лёгкое кинцо на проекторе.Какой то конкурс проходит для детей.Ещё не понял зачем там охрана слонялась в зад и вперёд по залу, как на секретном объекте, ведь весь чертёжный контент выложен в отпечатках. И портить там по сути нечего, кроме разве что картонных блоков подвешенных на тросе. Учитывая что вход пока бесплатный и находиться это заведение на территории Парка Горького забежать можно.

1
Фото Oran Gutangovich
отзывы:
2
оценок:
6
рейтинг:
0
7

Качественное расположение выставки, хороший сервис, продуманное размещение экспонатов и конечно же сам павильон, простой и в то же время интересный - это причины прийти на выставку и насладится раздольем архитектуры. Не впечатляют лишь экскурсоводы своей скучной манерой повествования.
В целом - очень даже. Идти стоит.

0
Фото Наталья Березовая
отзывы:
1
оценок:
5
рейтинг:
0
7

Наш волшебным образом преобразовавшийся "культурный парк над речкою" продолжает радовать художественными мероприятиями даже в погоду, пригодную более для показательного заплыва по лужам в скафандрах, нежели для посещения вернисажей.

Прежде всего, была несказанно удивлена тому, что прославившийся в столице, отреставрированный и расписанный в духе афиш "Моссельпрома" бахметьевский гараж имени Дарьи Александровны Жуковой переместился в новый павильон в Парке Горького, на месте которого был крытый каток, где ещё прошлой зимой я с таким усердием отрабатывала дорожки, вращения и поддержки, бойко семеня за моим богатырского вида партнёром и шустро уворачиваясь от малолетних конькобежцев с клюшками.

Не в пример подлинному гаражу, нынешнее здание значительно менее поместительно, и где здесь устроят книжный магазин и кофе с пирожными, я себе даже не могу представить. Выставка, как сообщили мне милые барышни в билетной кассе, сейчас проходит только одна, а другой быть - негде, так что я боюсь, что мы присутствуем при закате яркого, хоть и небесспорного,
достойного всяческих отличий и многократных упоминаний, культурного учреждения, доживающего свой век на задворках Пионерского пруда.

Итак, к выставке! Кстати, я теперь догадываюсь, что это за странные длинные здания красного кирпича возле ближайшего к ст. метро "Октябрьская" входу в парк, в которых, по версии фильма "Место встречи изменить нельзя", во времена существования Парка Культуры играли в бильярд. Это и есть остатки той самой, первой ВСХВ, которая была вовсе даже не на ВДНХ.

Очень хороша стилизация выставочных стендов под чертёжные доски архитекторов, у моей мамы такая была! На них прикноплены копии чертежей, прорисовок и фотографий павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, и вся эта нарочитая простота создаёт очень человечную атмосферу, не смотря на отчётливый индустриализационно-агитационный пафос всего художественного проекта. Я прям даже вспомнила, что такое "синька", там такие есть, со старательно прорисованными красными флагами.

Интересно отметить, что, не смотря на то, что в архитектурном проекте ВСХВ, которым руководили Жолтовский и Щусев, участвовали такие иконы в том числе современной архитектуры, как Мельников, Фомин, и столь любимый нами, москвичами, по старежимному модерну Шехтель, большинство авторов, на мой взгляд, не справились с задачей воплощения идеи нового, в том числе технологически нового, в каком-то смысле, марсианского (или марксианского?) народного хозяйства.

Выглядят авангардными, предлагающими новый принцип работы с материалом и пространством только павильоны, посвящённые печати, и, как ни странно, махорке.

Также интересен конструктивистский проект вокзала (мне только осталось неясным, то ли в те времена ещё действовало малое кольцо Московской железной дороги, то ли он предназначался ещё для какого-то транспорта, но какого?).

Всё остальное - функционально, но неизобретательно, в виде аккуратного штакетника с декоративными деталями в стиле ар-деко. Возможно, на разработку проекта повлияло то, что изначально эти постройки мыслились как временные, соответственно, выбирались временные же материалы - дерево, и здесь авторы избрали уход скорее в традиционные, отчасти даже крестьянские техники строительства, довольно примитивные даже в контексте тогдашней архитектуры.

Многие, что называется, отыгрались на стилизации "народных мотивов": для Украины поставили типичную подольскую хатку с расписными ставенками, для Туркестана - хивинский дворец, для Крымской республики - также филиал бахчисарайского ханского дворца. Шехтель тут вволю порезвился, давши волю прежним наработкам из проектов для буржуев-капиталистов.

Среди "национальных" павильонов подлинной попыткой воплотить абстрактную идею прогресса в современных архитектурных формах выглядит только проект, посвящённый Республикам ДальнЯго (так, по-дореволюционному, и написано!) Востока, в котором представлена как традиционная национальная архитектура (чум, пагода), так и попытка нового решения объёма выставочного пространства.

Выставка сопровождается демонстрацией фильма из архива Музея архитектуры им. Щусева, в котором, с высоты мчащегося над Москвой-рекой аэроплана мы можем наблюдать за всеми этапами строительства и первыми днями работы выставки. Интересно, что павильон "Туркестан", если верить фильму, строили именно туркестанцы, так что, в каком-то смысле, современность является продолжением традиции!

Я там разгуливала между этих планшетов и моделей павильонов и всё думала: чем же мне мила и эта агитационная архитектура, и плакаты с женщинами, срывающими путы векового рабства и т. д., почему, не смотря на очевидную ужасность эпохи (ведь и гражданская война как следует не закончилась, и только что миновал очередной голод в Поволжье, и трудовые достижения достигались известно какими методами) во всём этом мне чудится такая лёгкая, такая оптимистичная атмосфера, такая искренняя вера в возможность построения нового, лучшего, более рационального, и как ни странно, гуманного мира? Удивительное ощущение свободы, уверенности в том, что подобное искусство могло существовать только в ту эпоху, но вот свободы от ЧЕГО? Чего такого в России не было до 1917, что появилось потом и дало возможность для реализации абсолютно утопических, но таких вдохновляющих проектов? Вообще проекты нового мира, относящиеся к этой эпохе, большая тема для писаний и размышлений... Хармс, например, вообще чернила пил - и ничего.

Наверное, я всё-таки очень испорченный советский ребёнок.

0