Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.2

Выставка
Арт-группа AES+F

Монументальная видеотрилогия в сопровождении живописи и скульптуры

В этой выставке будет что-то прощальное — даже немного грустно: так долго «АЕС+Ф» были жупелом бессовестного гламура, так свободно можно было упражняться в остроумии на их счет. Но теперь, когда все разделы чудовищной по трудозатратам и бюджетам трилогии, начатой в 2007-м, соберут в одном грандиозном аккорде, есть ощущение, что под всей этой историей про русский гипергламур 2000-х подведена черта. К тому же этот самый гламур, к которому, по одной версии, всерьез, а если верить самим художникам, все же иронически, на протяжении этих лет апеллировали «АЕС+Ф», как-то постепенно вышел из повестки дня.

  • Арт-группа AES+F – афиша
  • Арт-группа AES+F – афиша
  • Арт-группа AES+F – афиша
  • Арт-группа AES+F – афиша
  • Арт-группа AES+F – афиша
Видео, Фотография, Живопись, Скульптура

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
19 сентября 2012
Монументальная видеотрилогия в сопровождении живописи и скульптуры

В этой выставке будет что-то прощальное — даже немного грустно: так долго АЕС+Ф были жупелом бессовестного гламура, так свободно можно было упражняться в остроумии на их счет. Но теперь, когда все разделы чудовищной по трудозатратам и бюджетам трилогии, начатой в 2007-м, соберут в одном грандиозном аккорде, есть ощущение, что под всей этой историей про русский гипергламур 2000-х подведена черта. Вряд ли художники захотят добавить еще часть к уже существующим аду («Последнее восстание), раю («Пир Трималхиона») и чистилищу («Allegoria Sacra»). К тому же тот предполагаемый гламур, к которому, по одной версии, всерьез, а если верить самим художникам, все же ирони­чески на протяжении этих лет апеллировали АЕС+Ф, как-то постепенно вышел из повестки дня.

Существовал ли этот самый гламур вообще? Говорят, в прогрессивном Нью-Йорке не пользуются этим термином, чтобы обозначить мир приглаженных образов, населяющих глянец. Да и если пролистать сегодняшние журналы, не найдешь такой отполированной идеальности, как та, что в каждой своей работе воспроизводят АЕС+Ф. Сейчас апроприация глянцевого языка должна была бы выглядеть не такой чистоплотной и мертвенной, более дерзкой — аесы же остались где-то во временах ЛаШапеля. Но в том-то и дело, что начиналось все тогда, когда тот самый выхолощенный большой язык гламура казался силой, угрозой и проблемой. Сейчас угрозы больше нет, пугают совсем другие вещи — и реальный мир потребления с его адом, чистилищем и раем выглядит уже по-другому, куда менее прямолинейно. Теперь, когда везде торжествует ноубрау, неповоротливый русский гламур 2000-х растворился в более тонких и текучих стилистических извращениях молодежной моды. И «Трилогия» в этом смысле выглядит уже не как ода, но как памятник уходящей эпохе очарованности сознанием непросвещенных богачей.

3
0

Отзывы

9
айнеж
146 отзывов, 207 оценок, рейтинг 526
30 сентября 2012

Меньше месяца в Москве будет работать выставка, посвященная творчеству арт-группы "АЕС+Ф". Выставка эта, на которой представлены три самые значительные видеоработы художников, открылась не где-нибудь, а в Манеже - и ознаменовала тем самым новый статус этой площадки. Манеж, согласно замыслу московских властей, уже никогда не будет прежним - экспозиции, привозимые сюда, отныне должны греметь на всю столицу. Грандиозная по своему масштабу трилогия "АЕС+Ф" вполне справляется с этой задачей - лучшего зачина для обновленного Манежа нельзя было и желать.

Если Манеж этой выставкой открывает новую страницу своей истории, то сами аесы этой ретроспективой подводят итог десятилетия. В Манеже демонстрируются три их видеопроекта - "Последнее восстание" ("Ад"), "Пир Трималхиона" ("Рай") и "Аллегория Сакра" ("Чистилище"). Первый создан в 2005 году, последний в 2011. И первое, что бросается в глаза - как удивительно подмечен в этих работах дух времени. Ни одну из видеоинсталляций нельзя назвать злободневной или остроактуальной - но само ощущение нулевых, характерный для этого времени образ жизни переданы здесь с поразительной точностью.

В "Последнем восстании" центральное место отводится детям с оружием в руках. Фоном рушится некий прекрасный мир - автомобиль падает с моста, поезд сходит с рельс, самолет терпит крушение. В "Пире Трималхиона" перед нами, напротив, идеальный мир - фешенебельный курорт, посетители которого прямо-таки купаются в роскоши. Тренажеры, гольф, теннис, тайский массаж - аесы экранизируют навязываемое глянцевой прессой представление о красивой жизни. В "Священной аллегории" (именно так на русский язык переводиться название картины Джованни Беллини "Allegoria Sacra") герои оказываются вынуждены ночевать в зале ожидания аэропорта - и каждый из них видит свои личные сны.

Идеология гламура, главенствовавшая в нашей стране на протяжении последних десяти лет, здесь не только демонстрируется во всем своем блеске, но и подвергается косвенному осмеянию. Арт-группу "АЕС+Ф" нередко обвиняют в китче и в дурновкусии - и эти обвинения, безусловно, справедливы. Но их дурновкусие проистекает из дурновкусия гламура, изучением которого художники занимаются много лет. Их китч - просто доведенный до абсурда гламур, культура глянца, возведенная в абсолют. Каждый кадр из "Пира" претендует на то, чтобы быть опубликованным на страницах Vogue или Tatler. В "Священной аллегории" рабочие очищают взлетно-посадочную полосу на коньках и под музыку Генделя - что может быть абсурднее, что может быть гламурнее? В одном из кадров "Пира Трималхиона" бокалы с красным виной разбиваются от попадания в них шариков для гольфа. В "Последнем восстании" дети и подростки в одежде цвета хаки (популярный одно время стиль милитари) орудуют саблями и автоматами - но воспринимаешь это так, будто модный журнал решил провести экзотичную фотосессию.

Именно здесь отсюда и проистекает то удивительное художественное откровение, которое дает инсталляциям "АЕС+Ф" право называться полноценными произведениями искусства. Какое будущее у человечества, если оно способно мыслить только в категориях "модно-немодно"? Если рай - это обнаружить себя на страницах светской хроники? Если чистилище - это просто-напросто аэропорт, откуда самолет отправит тебя либо к чертям, либо к ангелам? Философия нулевых вполне исчерпывалась этими постулатами - и на выставке в Манеже предоставляется редкая возможность пропустить эту философию сквозь себя.

4
0
7
laim_helen
36 отзывов, 67 оценок, рейтинг 44
8 октября 2012

Ну есть же огромная претензия к выставочному залу. Музыка с одной площадки перебивает другую. И таким образом полностью погрузиться в действие не получается. Т.е. получается, что удачнее всего расположен экран с частью Allegoria Sacra, которую я уже и видела в Мультимедиа-арт-музее.

3
0
7
андрей петухов
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 9
29 сентября 2012

так вышло, что одну из работ, "пир тримальхиона", я уже видел. в 2010, в рамках года франции в россии, её крутили в вип-зале сочинского вокзала. народ о...вал, плакал, давился, но жрал кактус. ума не приложу, как эта идея кому-то пришла в голову. стилистика инсталяции, конечно, идеально вписалась в декорации ансамля Душкина, чего не скажешь о его обитателях. что не говори, человеку в спортивном костюме с сумками, набитыми "домашним" вином и ракушками, не с руки вникать в постмодерновую поэтику, тем более, сознавать себя её невольным субъектом.
и вот теперь в манеже, спустя три года, мне наконец-то довелось лицезреть трилогию арт-группы целиком. первая часть триптиха, "последнее восстание", конечно, на фоне последующих, кажется несколько сырой и даже прямолинейной. это виртуальная вальгалла, где молодость, красота, бунт и насилие суть фетиши нашей цивилизации, стремящейся порвать с остатками действительности, совершенно разучившись испытывать естесственные чувства.
может быть, из-за слишком человеческой приязненности к уже знакомому, "пир тримальхиона" показался мне наиболее целостной работой. тем более, здесь её крутили сразу на девяти экранах как 360-градусную панораму. восприятие инсталляции от этого, разумеется, менялось кординально: из наблюдателя зритель превращался в соучастника глянцевой лакшери-вакханалии. здесь излишество, комфорт и роскошь порождают лишь пресыщение, и, как следствие, утомлённость от жизни, которая и без того легка и стерильна. грядущий хаос герои встречают как избавление, как небытие, ибо им "нечего больше хотеть".
в "allegoria sacra", заключительной части трилогии, своим названием отсылающей к одноимённому полотну Беллини, споры о трактовке которого не утихают до сих пор, современный мир уподоблен терминалу аэропорта, и вот это стремящееся к бесконечности ожидание пассажиров есть символ того глубокого кризиса, в котором находится сегодня человек. когда весь накопленный нами багаж знаний, опыта, культуры, традиций, казавшийся нам непоколебимым и самособойразумеющимся, вдруг может оказаться утерян, поневоле начинаешь задумываться о верности оценок и ценности веры. здесь как в античной трагедии, только так, в экстремальных, сверхъестественных обстоятельствах становится возможным оценить самих себя трезво и непредвзято, таки, какие мы есть на самом деле, без мишуры и лоска , без котурн цивилизованностим, понять, увидеть своё истинное лицо - жалкое, неприятное, жестокое...
и это катарсис. и вечность. короче, рекомендую.

3
0
9
Ольга
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
13 октября 2012

"Когда предметом искусства становятся грехи и фикции глянца, его фальшивый лоск, под ударом оказывается сама мифология гламура." Китч доведенный до абсолюта! Доведенный до абсурда глянцевый гламур ...Какая визуализация и "подводка" зрителя к пониманию сущности заложенных идей. А Какая звуковая дорожка! Насколько точное наложение «Траурного марша» из Седьмой симфонии Бетховена. Удивительное ощущение - наложение визуального удовольствия на полное осознание всей демонстирумой "неправильности" и искаженной реальности, которая для многих вполне обычна. Осознание всей глубины "общества потребления" на примере пира Трималхиона... Кристально прозрачная социальная сатира. Молодцы!

0
0
7
Christina Talvir
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
7 октября 2012
Манипуляция vs осознанность

Посмотрели далеко не всё - большую часть времени "инсталлировали" с фотоаппаратом сами, в огромном полумрачном пустом зале с колоннами))) Видеоинсталляции завораживают и утягивают, даже жаль, что не задержались на более долгое время. Люди, которые никогда не видели друг друга, каждый в своём собственном гармоничном мирке, со спокойным, отрешённым взглядом, занимаются своими обычными делами, даже не подозревая о том, что при определённых манипуляциях они становятся оружием в чужих руках. Поэтому основная идея, которую вижу лично я - это то, что без нашего ведома происходит манипуляция нашими действиями... мы зачастую не видим общей картины происходящего. Нам кажется, что мы всё делаем "правильно", "хорошо", и нам не хватает возможностей осознать, что звенья цепочки наших действий могут быть искажены, деформированы, и вести к совершенно неожиданным для нас и окружающих последствиям. Особенно меня подкупило то, что буквально сделан акцент на том, насколько люди неестественно смотрятся с оружием в руках...на фото персонажи пребывают в состоянии осознанности, а в инсталляции они "вынуждены" совершать неосознанные поступки. И, всё же, есть здесь и своя неформатная красота: каждый персонаж инсталляций и, в особенности, картин, являет собой отдельный мир, полностью обособленный от окружающих его человеческих миров, таким образом полотна предстают гораздо более масштабными, поскольку в них можно увидеть сразу множество "человеческих вселенных"))) Собственно, ещё одна проекция системы взаимодействия человечества с этим прекрасным и непостижимым миром на холсте))

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все