В «Стелле» традиционно привечают опытных концептуалистов, которые в ее стенах изобретают новые трюки. Какое-то время назад была группа «Купидон» с Юрием Альбертом, теперь Ирина Нахова, концептуалистка второго поколения (это которое после Кабакова) и, как считается, феминистка (стихийная, а не теоретизирующая, конечно). Ее ретроспектива недавно прошла в ММСИ, а теперь она выступит в своем стиле с многозначительной, многослойной и мечтательной фантазией под названием «Ремонт». Как ни хотелось бы зацепиться за тему быта и провести параллель между художественными практиками Наховой и, например, Марты Рослер, это вряд ли получится. Быт наводит русскую и американскую концептуалистку на совсем разные рассуждения. Нахова вовсе не собирается разоблачать репрессивную сущность ремонта как тяжелого трудового процесса, подавляющего и сковывающего с помощью пыточных инструментов тело и жизнь женщины. В мечтательном «Ремонте» Наховой нет ничего от жесткой «Семиотики кухни» Рослер: московским концептуалистам, и Наховой в том числе, в отличие от очень конкретных, бытовых и совершенно не фантазийных американцев, свойственна такая мечтательная и очень приятная, полупрозрачная маниловщина: превратить свой дом в тотальную инсталляцию («Комнаты» Ирины Наховой, которые она делала в начале свой карьеры, как считается, вдохновили Илью Кабакова), уйти в фантазии о прошлом и будущем, пересекающихся в настоящем. Ремонт как археология, ремонт как собор, как вселенная, как что угодно — в виде многоканальной проекции, построенной так, что ты, кажется, находишься внутри некоего отчетливо культового здания, через арочные окна которого почему-то виден митинг на проспекте Сахарова. Фрагменты многослойной живописи, на которой кусочки смутных изображений, на них снова разгоны митингов и бог знает что еще. В общем, поди разберись — мало языка и много образов, и по логике помешанного на языке концептуализма, это, конечно, не словарное определение, а какая-то заумь.