Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Неизвестный художник 

Средняя оценка: 4 из 5

Голосов: 4

Проголосовать
Выставка закончилась

Живопись и скульптура XVII–XIX веков из собрания музея

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1017 спасибо

Не всем же быть известными авторами!

Из пятнадцати тысяч картин в собрании Русского музея, сообщают музейщики, около восьмисот авторства не имеют (процент сравнительно невеликий — что и понятно: все-таки Русский музей, абы какие вещи сюда не несли и здесь не принимали). Примерно треть из этих восьмисот сейчас в корпусе Бенуа. И среди них едва ли дюжина обладает, что называется, «неоспоримой художественной ценностью». Прибавить еще и «историческую... Показать полностью

Не всем же быть известными авторами!

Из пятнадцати тысяч картин в собрании Русского музея, сообщают музейщики, около восьмисот авторства не имеют (процент сравнительно невеликий — что и понятно: все-таки Русский музей, абы какие вещи сюда не несли и здесь не принимали). Примерно треть из этих восьмисот сейчас в корпусе Бенуа. И среди них едва ли дюжина обладает, что называется, «неоспоримой художественной ценностью». Прибавить еще и «историческую ценность» — ну хорошо, дюжины две выйдет. То есть это не вполне выставка-выставка — во всяком случае, не выставка Государственного Русского, о-го-го, музея, какими мы привыкли их видеть здесь. Музейщики хвастают, что даже этот, анонимный, фонд у них высочайшего качества — ну да, конечно; однако нет-нет да и почувствуешь себя здесь нечаянно будто в провинциальном каком-нибудь музее. Где на стенах все примерно такого вот уровня. Ну или еще проще. За исключением нескольких портретов «Всешутейшего и Всепьянейшего собора», так называемой Преображенской серии, или парсун князей Репниных — с них обычно начинается история русского искусства Нового времени, ровно как начинается и эта выставка, — практически ни одна картина здесь до сих пор не выставлялась. И вряд ли появится на публике когда-либо еще.

Ввиду отсутствия авторитетов и необходимости всякий раз сверяться, кто автор и стоит ли картина вообще внимания, — выставку можно пройти и не взглядывая на музейные таблички. Но можно и наоборот; комментарии к этим экспонатам — удовольствие отдельное. Казалось бы, какое тут чтение? «Неизвестный автор, портрет невесть кого»? Да и обычное в музеях впечатление, что развешивают эти таблички по ночам специальные музейные гномы, и соответствующая ломота в пояснице возникает через несколько минут — все это чтению тоже вроде бы никак не способствует. Тем не менее: если в словосочетании «неизвестный художник» еще слышится детективная острота и интеллектуальный вызов, читать небольшие комментарии обязательно. Там никакого искусствоведения и архивной пыли; комментарии посвящены главным образом попыткам что-то прочесть в картине «неизвестного художника», чтобы хоть как-то атрибутировать ее, обыкновенные музейные силлогизмы: «Такие прически носили с такого-то по такой-то год — ага; подобные головные уборы появились примерно тогда-то — стало быть, портрет исполнен в такой-то период; а вот эта барышня, очевидно, только что из-под венца — смотрим на кольцо на указательном, да, указательном пальце, — ergo…» и т.д. и т.п. Картина в таком представлении сама оказывается текстом — редко когда поистине поэтическим, художественным; крайне редкая, удивительная скромность — картина ничего не заявляет о себе. О своих достоинствах, о собственной важности для истории искусства. Примерно в то же время, когда некий оставшийся безвестным автор аккуратно компоновал лица на групповом портрете оставшегося безвестным же семейства так, будто капусту бережно в бурт укладывал («ранний пример использования фотографии в живописном портрете»), великий Александр Иванов мечтал о совершенной живописи — такой совершенной, что выглядела бы практически анонимной, лишенной «руки автора» и, соответственно, избавленной от искажений смысла, привносимых авторской трактовкой. Иванов имел в виду не совсем то, что и наш безвестный ательешный автор, — но в общем мысль была у них, кажется, сходная.

Скрыть

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
Max Lolinberg

6 рецензий · 17 оценок · 3 спасибо

Великолепная выставка от истоков русской живописи, а к ней еще и книга, которую листать и понимать - вечность.

Все рецензии 2

Зачем вы это сделали Вуменспрединг: новый женский инстаграм-тренд, зародившийся в России (возможно)

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Волшебные игры для всей семьи

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

У парка Горького и агентства Faces & Laces Locals вышла коллаборация с тремя локальными марками —...

Реакция интернета на конец исторической антисерии Игоря Акинфеева в Лиге чемпионов, которая...

В прокат вышел пиксаровский мультфильм «Тайна Коко» о путешествии мальчика в царство мертвых....

Бывший редактор моды журнала «Афиша» Саша Боярская сейчас — известный в Москве пропагандист бега и...