Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.2

Выставка
Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья

Фашисты берут Главный штаб
  • Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья – афиша
  • Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья – афиша
  • Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья – афиша
  • Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья – афиша
Графика, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
17 октября 2012
Фашисты берут Главный штаб

«Адский ад», это перестало быть фигурой речи для братьев Чепмен 24 мая 2004 года, когда их инсталляция «Hell» — 30 тысяч фигурок, девять витрин, ­годы труда, — сгорела на складе, где хранил Чепменов Чарлз Саатчи. Наследию брит-арта эпохи миллениума был нанесен непоправимый ущерб, заявил Саатчи. Потом прикинули: страховки у погорельцев были сильно завышены относительно цен приобретения; пожар, зафиксировав цены, нечаянно — нечаянно ли? — поспособствовал ценам новым, более высоким; где ж ущерб, кому плохо? Или, как говорят юристы, кому выгодно? (Та же история недавно муссировалась вокруг Дэмиена Херста, еще одного из поколения YBA, Young British Artists, — де он завышал цену на свое произведение, череп из бриллиантов, услугами ­дружественных дилеров.)

Для YBA это вообще в программу входит — скандалы. Но скандалы были другими. Типа кто-то из Чепменов даст аж в морду сэру Нику Сероте, директору Tate Modern и распорядителю Turner Prize, — потому что Серота обмолвился типа «надо уметь проигрывать»; а Чепмены, абсолютные фавориты того года, воплощение брит-что-угодно, бритые британские hooligans, — продули в финале трансвеститу Грейсону Перри; а тут еще и Серота… В остальном Чепмены ироничные. Предлагают в своих работах любую иронию: детские манекены с х…ем вместо носа и сфинктером вместо рта, толкуйте как угодно. 30000 эсэсовцев и монстров, разнообразно пилящих и режущих друг друга, в инсталляции «Hell» — чистый Босх в масштабе детской железной дороги, девять витрин, — да как угодно. Можно и Босха сюда, и Гойю (на умные вопросы отвечает чаще Джейк, младший). Сверху девять витрин инсталляции образуют свастику: а вы не смотрите, что это свастика; это ирония. Второй чепменовский «Ад» от первого отличался названием — там был «Hell», а то был «Fucking Hell» («newer, improved, bigger, and brighter»), и цифры были fucking лучше: Саатчи жаловался, что «Hell» обошелся ему в полмиллиона, а Франсуа Пино за ремейк заплатил Чепменам 15 миллионов; у Пино в Венеции он и выставляется… Третий вариант, который выставлен в Эрмитаже, наверное, поэтому и не может называться «Ад» — как бы то ни было. Поэтому — «Конец веселья». Размеры те же. В договоре с Пино, наверное, стояло что-нибудь вроде «молодые люди берут на себя обязательство не использовать, осознать» и т.д. — отчего появилось название «Конец веселья». Насчет, будет ли конец, можно зайти к Чепменам на сайт в раздел «what-we’re-working-on-right-this-very-minute»:

Сам ты конец!

5
0

Отзывы

9
Павел Лаcточкин
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
28 ноября 2012

Конец веселья по версии братьев Чепмен

Классическое представление о восприятии зрителем произведений искусства можно свести к метафоре о рыбаке и море, где морем является произведение искусства, а рыбак - это зритель. И в этой модели зритель приходит к морю, забрасывает удочку и вылавливает что-нибудь потребное для сердца и ума, или же уходит ни с чем. Но что, если все несколько иначе, а точнее совсем наоборот. Что если зритель и есть море, а художник - рыбак. Впрочем, оставим ненадолго этот тезис и примемся за выполнение непосредственных обязанностей рецензента, а именно дадим возможность читателю составить некоторое представление о выставке.
Произведение братьев Чепменов состоит из двух частей, первая часть представляет собой собрание миниатюр, объединенных общей фабулой. Жанр миниатюры мне чрезвычайно импонирует, поскольку вынуждает зрителя возвращаться к давно забытому навыку, а именно - присматриваться. Миры братьев Чепменов населены, главным образом, людми-мутантами и ожившими скелетами. Скелеты - милейшие создания, они оснащены немецкими касками времен второй мировой войны с маленькими рожками, в их обязанности входит сношать, насиловать, унижать и пытать людей-мутантов. Феерия адского ужаса проходит в антураже исторический декораций разных эпох, особенно симпатичен комплекс американских промышленных зданий в духе 20-ых годов с надписью на въездных воротах "Work hard - Play hard". Необходимо отметить удивительное мастерство авторов: каждая деталь, каждая сцена действа проработана до мельчайших подробностей. Насладившись адским ужасом, вы непременно заметите других персонажей произведения, гораздо менее многочиленных, но, безусловно, не менее значимых. Кто первым бросится в глаза - Гитлер или Рональд Макдональд - сказать трудно, в любом случае, каждый из них несет важную смыслообразующую функцию. Вторая часть выставки - размышление о размышлениях Гойи о войне, насилии и человеческой природе, впрочем Гойя только повод, чтобы продолжить тему, начатую в первой части.
Братья Чепмены взывают к опыту зрителя, т.е. не к опыту зрителя вообще, а к опыту конкретного человека, к моему и твоему опыту. С помощью многочисленных крючков и блесен авторы выуживают из подсознания зрителя те самые мифологические мотивы, вторичное переживание которых позволяет нам несколько иначе взглянуть на окружающую нас действительность, ведь фашизм и культура потребления всего лишь персонажи, суть кроется в нас самих.
Что начинается "после веселья"? Может быть размышление, рефлексия, осознание? Трудно сказать, иногда это просто похмелье. И зависит это не только от умения рыбака, но и от наличия рыбы в водоеме.

2
0
9
Serge
42 отзыва, 63 оценки, рейтинг 79
11 января 2013

О самом сильном впечатлении от поездки в Питер - о выставке Джейка и Диноса Чепменов в Эрмитаже "Конец веселья".
В двух словах. Композиция представляет собой 9 прозрачных кубов, расположенных так, чтобы в плане напоминать свастику. В них 30 тысяч маленьких фигурок фашистов, словно взятых из набора детской железной дороги, штурмуют античный храм, в сопровождении бронетехники бредут по глубокой горной расщелине, высаживаются на побережье, а по большей части бьют, режут, пытают, расчленяют, расстреливают, насаживают на пики, разрывают на части и распинают друг друга.
Все ужасы войн, не важно, как они назывались, сконцентрированы в одном герметичном аду, застывшем на одно бесконечное мгновение. Венец всему - символ эпохи потребления - зловещий макдаковский клоун, распятый на кресте. По эстетике и шоковому ощущению все это напоминает кадры из Hellraiser.
Сильно. Только идиот мог усмотреть в этом произведении признаки экстремизма.

1
0
9
Ада Карина
13 отзывов, 13 оценок, рейтинг 18
7 ноября 2012
«18 + Конец веселья? Или только начало?»

Кровавая феерия братьев Чепменов прочно обосновалась в туманном Петербурге. Если вы достаточно взрослый и психически устойчивый человек не без чувства юмора – милости просим! Веселье кончится с миром – 13 января 2013.
Зал небольшой, но уютный – располагает к приятному времяпрепровождению. Несколько прозрачных кубов, а внутри - веселый Ад остроумных англичан.
В самом сердце зала - извержение колоссального вулкана. Только вместо лавы в этот мир проливается всякая нечисть в несметном количестве: гомофашисты, рецидивисты, мутанты из кусков человеческих тел, пешком и на танках. Восставшие из Ада? Или ад уже на земле?
Как кровожадные спартанцы фашистские скелетоны на танках, заносят копья и распятья над головами, плотной толпой устремляются в мир - на все четыре стороны.
Налево пойдешь – найдешь теплицы с радиактивными отходами.
Направо – гомофашисткие оргии. Нечисть прочно обосновалась на земле и о своем возвращении в адские кущи не помышляет.
Пойдешь на восток, а там – кровосток! Свиньи в резиновых лодках с электроприводом резво мчат в самое сердце бойни. Все очень тонко, с юмором и россыпью изящных деталей – просто глаза разбегаются! Многолетний труд – иначе и не скажешь.
В промежуточных сторонах света несколько кубов наполнены райскими островами, трупами и гамбургерами. В резиновой лодке вездесущий Рональд Макдональд, а рядом курсируют фашистские акулы, обнимая его плотным кольцом из мясистых плавников.
Конечно, не обошлось и без Храма мерзостей: бледных младенцев окунают в купель со сгустками крови. На церковном кладбище козлобородые проповедники бьют себя в грудь и яростно причитают, пока восставшие из могил некрофилы насилуют бродячих свинок.
Напротив на лысой горе распят бледный Снеговик и конечно Рональд Макдональд – он вездесущ. Аминь!
Особо искусно выполнен фриз на фашистком Пантеоне с изображениями победоносных шествий великих и могучих героев атомной войны.
Кругом знаки скорби: падаль, вороны и грифы, штыки и копья, гирлянды из человеческих голов и прочие деликатесы. Чисто английский дух: здесь пахнет плотью и кровью черного пост-модерна.
Кстати, в потешном мире Чапменов почти нет женщин. Живых уж точно нет: скелеты лезут изо всех щелей, неудержимо рвутся на свободу из коровьих утроб, а рядом рыщут вечно голодные овцеволки.
Говорите, конец веселью? Это только начало! Позвольте вашему воображению унести вас на плоту в компании орлов и пеликанов, умильных пингвинов и парочки ослов, а главное – Гитлера-гермафродита! Он уже стал сверх-человеком: в опрятном платье с пышной грудью плывет по волнам... На этом мое путешествие в задорный мир братьев Чепменов завершилось, и я отправилась в тихую гавань офортов Франческо Гойи. Но это уже совсем другая история.

1
0
7
Алексей Новиков
69 отзывов, 137 оценок, рейтинг 47
6 ноября 2012

Страшные и смешные. Надпись над вратами игрушечного концлагеря WORK HARD PLAY HARD. Британские насмешники братья Чэпмен представляют в "блокадном" Ленинграде игрушечную инсталляцию, в которой опыты по превращению солдат в биомассу проводят уже над нацистами. В прекрасном здании Генштаба - филиале Эрмитажа - интеллигентный привратник советует не смотреть эту выставку, или, в крайнем случае, написать отрицательный отзыв - "никому не нравится". Возмущению поддается работа с табуированными символами европейского прошлого. Тысячи мелких в нескольких аквариумах разыгрывают кукольный спектакль возмездия - скелеты против нациков. Насаженные на колья головы, ошметки плоти на поле брани, распятый на кресте Рональд Макдональд. Победа над фашизмом рождает новых корпоративных чудовищ, для которых отношение к человеку как к материалу и субъекту потребления маркирует новый виток старой битвы. Борьбы зла против зла.

1
0
7
Xeloput
18 отзывов, 42 оценки, рейтинг 42
8 января 2013

Выставка состоит из двух частей - диорама "конец веселья" и графика братьев Чепменов. Мне больше понравилась диорама. Очень интересная, масштабная и детализированная диорама! Очень жаль, что нельзя фотографировать - пейзажи ада, фашистов, скелетов, демонов и различных монстров выполнены на отличном, высоком художественном уровне. Даже сложно представить сколько труда стоило склеить, расчленить, раскрасить и слепить сотни(может и тысячу) фигурок. Множество отсылок к картинам Гои и Босха. С детьми до 12-ти идти точно не стоит - не поймут. Конечно много нарисованной крови и расчлененки, обнаженная натура, но этого не больше чем в новостях и ужастиках.
Графика понравилась меньше, т.к. сами рисунки братьев напоминают примитивные дошкольные каляки-маляки, а приставить в фотошопе головы уродцев к рисункам Гои - ума и таланта не надо.
Отдельно скажу о выставочном зале - Грандиозно! остеклить и перекрыть галереями и переходами внутренний двор арки главного штаба отличная идея, прозрачные ступени и "окна" вниз, много метровые двери - буду заходить почаще, чтобы посмотреть на это)
Пишут, что после нападок на их творчество, братья Чепмены будут игнорировать Россию, если это так, то очень жалко. Диорама отличная!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все