Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Библиотека архитектуры

Архитектурная графика, проектная и фантастическая
  • Библиотека архитектуры – афиша
  • Библиотека архитектуры – афиша
  • Библиотека архитектуры – афиша
  • Библиотека архитектуры – афиша
  • Библиотека архитектуры – афиша
Архитектура, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
10 декабря 2012
Архитектурная графика, проектная и фантастическая

В следующем году в Берлине откроется Музей архитектурного рисунка (коллекция фонда Сергея Чобана; авторы проекта Сергей Чобан и его партнер по бюро «Speech Чобан & Кузнецов» Cергей Кузнецов). А в этом году Сергей Чобан, архитектор и коллекционер, проводит еще один смотр своей коллекции. Придирчивым коллекционерским глазом окидывает нажитое — «в этом разделе необходимо что-то добавить, а тут можно и убрать», устраивая в Главном штабе генеральную репетицию берлинской премьеры. Кое-что из того, что представлено им в Главном штабе, можно было видеть два года назад в Москве, в Пушкинском музее; кое-что было приобретено с той поры — но не в этом дело; в Главном штабе главное, как все устроено. Тут проходит нечто вроде товарищеского матча между коллекцией Чобана и собранием архитектурной графики Эрмитажа — и, надо сказать, коллекция Чобана выдерживает сравнение, респект коллекционеру. Составы команд, правда, изначально подобраны равные, и колоннаде Пьетро ди Готтардо Гонзаги из Эрмитажа соответствует аркада Пьетро ди Готтардо Гонзаги из фонда Чобана; Джузеппе Галли Бибиене у Чобана — Джузеппе Галли Бибиена из Эрмитажа; Юбер Робер тут — и Юбер Робер там; Кваренги там, и Кваренги тут. В каталоге — слева эрмитажная вещь, справа аналогичная ей у Чобана; и единственный раз этот принцип нарушается, когда и слева и справа на развороте оказывается сам Чобан, тоже известный рисовальщик, — его в данном контексте некорректно сравнивать с кем бы то ни было. (Пиранези? Ну нет, нескромно. Или банально? В любом случае не стоит.) Когда у Чобана оказывается то, чего нет у Эрмитажа — так исторически сложилось, что у Эрмитажа нет ни Якова Чернихова, ни Игоря Фомина, ни Фрэнка Ллойда Райта, ни Фрэнка Оуэна Гери, — тогда аналогии становятся более замысловатыми. И, например, военной академии в Калифорнии Рихарда Нойтра назначается в пандан фасад военной школы на Марсовом поле Жака Анжа Габриеля (тут понятно); а энергичной закозюльке Фрэнка Гери — проект надгробной плиты Жана Гужона (тут непонятно). Но в целом сопоставления паритетны.

Кто же выиграет от такого состязания? Эрмитажу, во всяком случае, достаются в дар два рисунка Чобана — те самые, пиранезиевские «Пейзаж с палладианскими и современными мотивами» и «Шлюз канала Москва–Волга». В собрании Эрмитажа, во всяком случае, Чобан теперь есть.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все