Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.2

Выставка
Брассай (Франция)

Ретроспектива Брассая: фотографии и скульптуры

Можно не повторять заклинания о том, что великий, что венгр-иммигрант, журналист, что скульптор, друг Кертеса, друг Пикассо, друг еще нескольких десятков великих модернистов, бытописатель полусвета. Это — слова, которые отвечают за первичное возбуждение интереса, а речь идет о картинках, хотя бы и жанровых, но Брассай как жанрист был чувствителен к слову — и к рассказу. И хотя его окружали сплошь абстракционисты, чьи портреты он снимал, сам он, чисто композиционно и сюжетно, больше связан со старой к тому моменту традицией постимпрессионистов, с Ренуаром и Лотреком — все эти говорящие спины, особенно из серии про бордель «У Сюзи»: она лицом к стене на биде, он, глядя в сторону, натягивает брюки. А проститутка за русским бильярдом — это просто копия «Бара в Фоли-Бержер»: те же упертые в стол руки, та же откровенная фронтальная поза, зеркало за спиной и взгляд, обращенный прямо вам в глаза. Будоражащие ночные картинки со слегка заваленным горизонтом, с композицией, чаще всего съезжающей чуть вбок: «Я не хочу приглаживать свои мысли или свои поступки» — из его друга Генри Миллера.

  • Брассай (Франция) – афиша
  • Брассай (Франция) – афиша
  • Брассай (Франция) – афиша
  • Брассай (Франция) – афиша
  • Брассай (Франция) – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
24 июля 2012
Ретроспектива Брассая: фотографии и скульптуры

Необходимый список тегов к явлению «Брассай», пусть заезженному, но и через 80 лет, через сотни аукционов, выставок и альбомов не переставшему волновать, сразу же обнаруживается в «Тропике рака» (где искать — всем известно, Миллер и Брассай делят одну и ту же популярную в современной культуре территорию «1930-е-Париж-бедность-секс-модернизм», они дружили, и к тому же Брассай проиллюстрировал своими снимками книгу Миллера «Тихие дни в Клиши»). Итак, вот эти теги, так ритмично перечисленные: «лихорадка, стоки для мочи, кафе «Де ла Либерте», площадь Вогезов, яркие галстуки на бульваре Монпарнас, мрак уборных, сухой портвейн, сигареты «Абдулла»… груди, подкрашенные сиеной, широкие подвязки, «Который час?», золотые фазаны, фаршированные каштанами, дамские пальчики, туманные, сползающие в ночь сумерки, слоновая болезнь, рак и бред, теплые покрывала, покерные фишки, кровавые ковры и мягкие бедра… шлюхи в подворотнях; бутылки с сельтерской на всех столах».

И можно не повторять заклинания о том, что великий, что венгр-иммигрант, журналист, что скульптор, друг Кертеша, друг Пикассо, друг еще нескольких десятков великих модернистов, бытописатель полусвета. Правда, и то и то — слова, которые отвечают за первичное возбуждение интереса, а речь идет о картинках, хотя бы и жанровых, но Брассай как жанрист был чувствителен к слову — и к рассказу. И хотя его окружали сплошь абстракционисты, чьи портреты он снимал, сам он, чисто композиционно и сюжетно, больше связан со старой к тому моменту традицией постимпрессионистов, с Ренуаром и Лотреком — все эти говорящие спины, особенно из серии про бордель «У Сюзи»: она лицом к стене на биде, он, глядя в сторону, натягивает брюки. А проститутка за русским бильярдом — это просто копия «Бара в Фоли-Бержер»: те же упертые в стол руки, та же откровенная фронтальная поза, зеркало за спиной и взгляд, обращенный прямо вам в глаза. Будоражащие ночные картинки со слегка за­валенным горизонтом, с композицией, чаще всего съезжающей чуть вбок: «Я не хочу приглаживать свои мысли или свои поступки» — опять же из Мил­лера.

8
0

Отзывы

9
Anja Pribylskaya
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 10
3 августа 2012

БРАССАЙ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПАРИЖ

В Мультимедиа Арт Музее открылась ретроспективная выставка легендарного парижского фотографа венгерского происхождения Дьюла Халаша, известного под псевдонимом Брассай. Его называют главным фотографом богемного Парижа – всемирную славу ему принесли снимки ночной жизни города. Экспозиция является самым полным собранием работ фотографа, когда-либо выставляемых в России.

Дьюла Халаш родился в небольшом венгерском городке Брассо(по названию которого позже взял себе псевдоним) в семье преподавателя литературы. Халаш мечтал стать художником и, получив два художественных образования, в 1924 году переехал в Париж, в район Монпарнас. Карьера художника складывалась не очень успешно и Халаш начал подрабатывать написанием статей для венгерских и немецких газет на всевозможные темы. Фотокамера в его руки попала почти случайно - для иллюстрации материала ему были необходимы снимки. Выпускник художественной академии, Халаш не считал фотографию искусством, но увидев свои снимки ночного Парижа, изменил мнение. Фотография могла передавать те состояния и нюансы, которые были недоступны для живописи. Давать психологическую атмосферу и игру светотеневых контрастов. Открывать новые грани привычных вещей. Так в 1926 году родился фотограф Брассай: «У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет, в чем его истинное призвание — намного важнее первой».
Ретроспектива отрывается снимками из книг, принесших фотографу мировую известность - «Ночной Париж» (1933 г.) и «Тайный Париж». Это фотографии парижских окраин и сутенеров, гомосексуалистов и проституток, ночных кафе и бродяг – летопись жизни парижского дна. Конечно, Брассай продолжает своим творчеством тему графических работ Тулуза-Лотрека, но другое изобразительное средство - фотография - смещает акценты визуального и, главное, психологического восприятия работ. Пестрые персонажи сложной судьбы в декорациях классических зданий - до Брассая никто не снимал такого Парижа.
Фотографа интересовало все: пейзажи пустых ночных улиц, события ночных посиделок в кафе, взаимоотношения людей, их лица, круговорот жизни и смерти на сцене улиц большого города. Одни из самых интересных и нестандартных фотографий – серия «Граффити» - надписи на городских стенах, которые создавались в период с 1933 по 1956 годы.
Брассай тонкий психолог и великолепный живописец – его персонажи пойманы в самой своей сути, показаны не застывшим мгновением, а случайно выхваченной реальностью, которая продолжает жить на фотографиях, пульсируя своей энергетикой. Недаром его фотоработы печатались в лучших журналах своего времени – от эстестско-богемного Minotaure до глянцевых гигантов Life и Harper's Bazaar. Передаче психологизма способствует бесподобная работа со светом - волшебная световая дымка газовых фонарей, резкие пятна света фар, контрастные тени освещения кафе – богатая палитра светотеневых моделировок творит волшебство на улицах Парижа.
Снимки Брассая звенят от эмоциональной атмосферы и обладают непередаваемой силой воздействия на зрителя. Его работы вызывают такое светлое щемящее чувство мимолетности жизни, которое можно встретить только в творчестве писателей «потерянного поколения» 1920-1930ых гг. Фотографии Брассая – самые лучшие иллюстрации к романам другого известного «парижанина» Эриха Марии Ремарка, с которым Брассай, возможно, был знаком. Круг друзей фотографа был очень широк, многих из них он фотографировал. На выставке представлены портреты знаковых арт-персонажей - Дали, Матисса, Джакометти, Мишо, Жана Жене – все эти фотоработы дают яркий срез личности и точно передают психологическое состояние моделей. Также, на экспозиции можно увидеть фотографии из фотолетописи жизни близкого друга Брассая – Пабло Пикассо, с которым фотограф дружил на протяжении тридцати лет.
На выставке представлены все грани таланта Брассая - скульптурный портрет Пикассо, который фотограф создал под впечатлением от кубистических работ Пабло. Серия рисунков «Nues» (издана альбомом в 1945г.), созданная в годы оккупации Парижа войсками Третьего Рейха, когда был введен запрет на фотосъемку архитектурных зданий. Рисунки обнаженной натуры очень показательны – кроме любования женским телом, проявляется особое живописное видение автора – фигуры сотканы из световых объемов, мягких, светящихся форм, нежно передающих хрупкость красоты и молодости моделей.
Великий мастер настолько объемен в своем творчестве, настолько эмоционально и эстетически наполнен, что одним посещением сложно ограничится. Каждая серия работ настраивает на определенное настроение, дает сильный эмоциональный заряд и новую грань того или иного периода в истории. На Брассая можно идти теплым летним вечером– смотреть серию «Nues», а потом сидеть на веранде с друзьями и бокалом розе; в жаркий августовский полдень забежать перед деловым ланчем посмотреть портреты известных арт-персонажей; и конечно же, чтобы в полной мере насладится серией ночного Парижа и темой ускользающего бытия, лучше дождаться настроения легкой хандры и в прохладный дождливый осенний вечер посетить музей. Все получится - выставка идет до 30 сентября.

9
0
9
ashed_ra
11 отзывов, 201 оценка, рейтинг 14
18 августа 2012

Просмотрев всю стопку снимков, приходишь к выводу, что нет такого явления - "Париж Брассая". Город у него равен самому себе и никому не принадлежит - ни клошарам, ни проституткам, ни расклейщикам афиш, ни дугобровой Марлен, с этих афиш взирающей, как не принадлежит он и мясникам, влюбленным, бандам хулиганья с маршалом Неем и самому фотографу. Ну может быть, слегка на него претендует свет, который вылавливает всех этих персонажей, копошащихся внутри города, и вообще выхватывает различные куски этого "внутри".
Зато есть "Брассай Парижа". И не зеркало он, конечно, и не зеркалка для самовлюбленного look-а праздника, который всегда с. Но это такой объект, который своими действиями городу заявляет: в данный момент я в вас аккуратно врастаю, поскольку мне абсолютно необходимо увидеть, как изнутри вас выглядит этот изгиб сточной канавы. И еще, как вы воспринимаете снег, который нахлобучен на стулья Люксембургского сада. А вон тот сумасшедший должен смотреться из вас просто потрясающе. Десяток-другой таких врастаний - и все, приехали. Нацепил первобытную рожу из настенного граффити, скомкал свои мысли, как автобусный билет, - и смотри, снимай, не отвертишься.
Париж - из тех городов, в которые врастать опасно. А Брассай - из тех фотографов, кто это проделал.

4
0
7
Nastya Fot
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 11
3 августа 2012

попрошу любителей этого уважаемого фотографа не кидаться в меня тапками, но на меня лично именно эта выставка должного впечатления явно не произвела. Да, Париж,но не показан он так, каким его хочется видеть, ни ночной, ни дневной, ни тайный. Да, мастер, но от мастера так хотелось бы понятности и прозрачности образов. Отдает Пикассо и декадансом. Есть несколько запоминающихся работ, перед которыми хотелось постоять и подумать и все. Я не претендую на знатока искусства и это всего лишь мое субьеткивное мнение, но именно с точки зрения не обремененного фотографическими знаниями обывателя, я не очень впечатлена, а с точки зрения человека, увлекающегося фотографией, поражена самоотверженностью мастера, его техникой, его преданностью любимому делу и его изобретательностью.
в общем в любом случае, посетить советую, особенно людей, к фотографии не равнодушных и интересующихся. почерпнете для себя что-то новое и расширите горизонты.

4
0
9
Anna Philippova
54 отзыва, 70 оценок, рейтинг 64
10 августа 2012

Отличнейшая масштабная выставка французского фотографа венгерского происхождения, и её, несомненно, стоит посетить.
На выставке представлены главные работы автора: фото, в своё время опубликованные в альбому "Ночной Париж" – смелом, реалистичном, выполненном в самых ночных тонах. Признаться, по работам из этого цикла трудно сказать, в каком городе творил их автор: настолько сгущены краски урбанистической ночи.
Пожалуй, город – одна из любимейших тем Брассая. Он говорил о Париже так, как считал нужным, не искажая и не преувеличивая – даже когда это выглядело не вполне красиво и эстетично, даже в случае если это повергало зрителя в состояние шока.
Также интересна предметная съёмка Брассая, выполненная в сюрреалистическом стиле: для 30-ых годов это весьма неожиданно.

3
0
9
Лилия Киреева
8 отзывов, 29 оценок, рейтинг 7
12 сентября 2012

МАММ потрясающее место. Сходите и не пожалеете. Я была в таком восторге, что теперь буду все выходные там висеть. Особенно, если речь идет о выставке такого фотографа как гениальный Брасай! Столько восторга, что передать сложно. Чудесный Париж 20-х 30-х годов потрясают воображение! А эти портреты... Бог мой! Сальвадор Дали и Пабло Пикассо такие яркие, с такими взглядами, что будто бы они вот тут и вот-вот заговорят с вами. Особо хочу отметить серии "Граффити", "Ню" и просто чудесные выставочные альбомы "Ночной Париж" и "Тайный Париж". Не пропустите самую фантастическую фотографию выставки "Мужчина, переодетый в женщины". Шикарная картинка! В очередной раз убедилась,что Все самое прекрасное в этом мире простое и гениальное.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все