Выставки Москвы

Выставка Брассай (Франция), Москва
Мультимедиа-арт-музей, 2 августа – 7 октября 2012

8.1

Ретроспектива Брассая: фотографии и скульптуры

Можно не повторять заклинания о том, что великий, что венгр-иммигрант, журналист, что скульптор, друг Кертеса, друг Пикассо, друг еще нескольких десятков великих модернистов, бытописатель полусвета. Это — слова, которые отвечают за первичное возбуждение интереса, а речь идет о картинках, хотя бы и жанровых, но Брассай как жанрист был чувствителен к слову — и к рассказу. И хотя его окружали сплошь абстракционисты, чьи портреты он снимал, сам он, чисто композиционно и сюжетно, больше связан со старой к тому моменту традицией постимпрессионистов, с Ренуаром и Лотреком — все эти говорящие спины, особенно из серии про бордель «У Сюзи»: она лицом к стене на биде, он, глядя в сторону, натягивает брюки. А проститутка за русским бильярдом — это просто копия «Бара в Фоли-Бержер»: те же упертые в стол руки, та же откровенная фронтальная поза, зеркало за спиной и взгляд, обращенный прямо вам в глаза. Будоражащие ночные картинки со слегка заваленным горизонтом, с композицией, чаще всего съезжающей чуть вбок: «Я не хочу приглаживать свои мысли или свои поступки» — из его друга Генри Миллера.

Место проведения

Мультимедиа-арт-музей
Все о фотографии
Выставки от Родченко до Нан Голдин, обязательные «Мода и стиль в фотографии» и Фотобиеннале, удачные заходы на территорию современного искусства вроде Кабакова или AES+F, школа фотографии и мультимедиа — все это в красивом современном музее Ольги Свибловой.
телефон+7 (495) 637 11 00
адрес
ценаВход 50–500 р., для детей до 7 лет вход свободный. Каждый третий вт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью.
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
отзывы:
105
оценок:
0
рейтинг:
592

Ретроспектива Брассая: фотографии и скульптуры

Необходимый список тегов к явлению «Брассай», пусть заезженному, но и через 80 лет, через сотни аукционов, выставок и альбомов не переставшему волновать, сразу же обнаруживается в «Тропике рака» (где искать — всем известно, Миллер и Брассай делят одну и ту же популярную в современной культуре территорию «1930-е-Париж-бедность-секс-модернизм», они дружили, и к тому же Брассай проиллюстрировал своими снимками книгу Миллера «Тихие дни в Клиши»). Итак, вот эти теги, так ритмично перечисленные: «лихорадка, стоки для мочи, кафе «Де ла Либерте», площадь Вогезов, яркие галстуки на бульваре Монпарнас, мрак уборных, сухой портвейн, сигареты «Абдулла»… груди, подкрашенные сиеной, широкие подвязки, «Который час?», золотые фазаны, фаршированные каштанами, дамские пальчики, туманные, сползающие в ночь сумерки, слоновая болезнь, рак и бред, теплые покрывала, покерные фишки, кровавые ковры и мягкие бедра… шлюхи в подворотнях; бутылки с сельтерской на всех столах».

И можно не повторять заклинания о том, что великий, что венгр-иммигрант, журналист, что скульптор, друг Кертеша, друг Пикассо, друг еще нескольких десятков великих модернистов, бытописатель полусвета. Правда, и то и то — слова, которые отвечают за первичное возбуждение интереса, а речь идет о картинках, хотя бы и жанровых, но Брассай как жанрист был чувствителен к слову — и к рассказу. И хотя его окружали сплошь абстракционисты, чьи портреты он снимал, сам он, чисто композиционно и сюжетно, больше связан со старой к тому моменту традицией постимпрессионистов, с Ренуаром и Лотреком — все эти говорящие спины, особенно из серии про бордель «У Сюзи»: она лицом к стене на биде, он, глядя в сторону, натягивает брюки. А проститутка за русским бильярдом — это просто копия «Бара в Фоли-Бержер»: те же упертые в стол руки, та же откровенная фронтальная поза, зеркало за спиной и взгляд, обращенный прямо вам в глаза. Будоражащие ночные картинки со слегка за­валенным горизонтом, с композицией, чаще всего съезжающей чуть вбок: «Я не хочу приглаживать свои мысли или свои поступки» — опять же из Мил­лера.

8

Отзывы пользователей о выставке «Брассай (Франция)»

Фото Mila Ann
отзывы:
2
оценок:
4
рейтинг:
10
9

БРАССАЙ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПАРИЖ

В Мультимедиа Арт Музее открылась ретроспективная выставка легендарного парижского фотографа венгерского происхождения Дьюла Халаша, известного под псевдонимом Брассай. Его называют главным фотографом богемного Парижа – всемирную славу ему принесли снимки ночной жизни города. Экспозиция является самым полным собранием работ фотографа, когда-либо выставляемых в России.

Дьюла Халаш родился в небольшом венгерском городке Брассо(по названию которого позже взял себе псевдоним) в семье преподавателя литературы. Халаш мечтал стать художником и, получив два художественных образования, в 1924 году переехал в Париж, в район Монпарнас. Карьера художника складывалась не очень успешно и Халаш начал подрабатывать написанием статей для венгерских и немецких газет на всевозможные темы. Фотокамера в его руки попала почти случайно - для иллюстрации материала ему были необходимы снимки. Выпускник художественной академии, Халаш не считал фотографию искусством, но увидев свои снимки ночного Парижа, изменил мнение. Фотография могла передавать те состояния и нюансы, которые были недоступны для живописи. Давать психологическую атмосферу и игру светотеневых контрастов. Открывать новые грани привычных вещей. Так в 1926 году родился фотограф Брассай: «У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет, в чем его истинное призвание — намного важнее первой».
Ретроспектива отрывается снимками из книг, принесших фотографу мировую известность - «Ночной Париж» (1933 г.) и «Тайный Париж». Это фотографии парижских окраин и сутенеров, гомосексуалистов и проституток, ночных кафе и бродяг – летопись жизни парижского дна. Конечно, Брассай продолжает своим творчеством тему графических работ Тулуза-Лотрека, но другое изобразительное средство - фотография - смещает акценты визуального и, главное, психологического восприятия работ. Пестрые персонажи сложной судьбы в декорациях классических зданий - до Брассая никто не снимал такого Парижа.
Фотографа интересовало все: пейзажи пустых ночных улиц, события ночных посиделок в кафе, взаимоотношения людей, их лица, круговорот жизни и смерти на сцене улиц большого города. Одни из самых интересных и нестандартных фотографий – серия «Граффити» - надписи на городских стенах, которые создавались в период с 1933 по 1956 годы.
Брассай тонкий психолог и великолепный живописец – его персонажи пойманы в самой своей сути, показаны не застывшим мгновением, а случайно выхваченной реальностью, которая продолжает жить на фотографиях, пульсируя своей энергетикой. Недаром его фотоработы печатались в лучших журналах своего времени – от эстестско-богемного Minotaure до глянцевых гигантов Life и Harper's Bazaar. Передаче психологизма способствует бесподобная работа со светом - волшебная световая дымка газовых фонарей, резкие пятна света фар, контрастные тени освещения кафе – богатая палитра светотеневых моделировок творит волшебство на улицах Парижа.
Снимки Брассая звенят от эмоциональной атмосферы и обладают непередаваемой силой воздействия на зрителя. Его работы вызывают такое светлое щемящее чувство мимолетности жизни, которое можно встретить только в творчестве писателей «потерянного поколения» 1920-1930ых гг. Фотографии Брассая – самые лучшие иллюстрации к романам другого известного «парижанина» Эриха Марии Ремарка, с которым Брассай, возможно, был знаком. Круг друзей фотографа был очень широк, многих из них он фотографировал. На выставке представлены портреты знаковых арт-персонажей - Дали, Матисса, Джакометти, Мишо, Жана Жене – все эти фотоработы дают яркий срез личности и точно передают психологическое состояние моделей. Также, на экспозиции можно увидеть фотографии из фотолетописи жизни близкого друга Брассая – Пабло Пикассо, с которым фотограф дружил на протяжении тридцати лет.
На выставке представлены все грани таланта Брассая - скульптурный портрет Пикассо, который фотограф создал под впечатлением от кубистических работ Пабло. Серия рисунков «Nues» (издана альбомом в 1945г.), созданная в годы оккупации Парижа войсками Третьего Рейха, когда был введен запрет на фотосъемку архитектурных зданий. Рисунки обнаженной натуры очень показательны – кроме любования женским телом, проявляется особое живописное видение автора – фигуры сотканы из световых объемов, мягких, светящихся форм, нежно передающих хрупкость красоты и молодости моделей.
Великий мастер настолько объемен в своем творчестве, настолько эмоционально и эстетически наполнен, что одним посещением сложно ограничится. Каждая серия работ настраивает на определенное настроение, дает сильный эмоциональный заряд и новую грань того или иного периода в истории. На Брассая можно идти теплым летним вечером– смотреть серию «Nues», а потом сидеть на веранде с друзьями и бокалом розе; в жаркий августовский полдень забежать перед деловым ланчем посмотреть портреты известных арт-персонажей; и конечно же, чтобы в полной мере насладится серией ночного Парижа и темой ускользающего бытия, лучше дождаться настроения легкой хандры и в прохладный дождливый осенний вечер посетить музей. Все получится - выставка идет до 30 сентября.

9
Фото ashed_ra
отзывы:
11
оценок:
201
рейтинг:
13
9

Просмотрев всю стопку снимков, приходишь к выводу, что нет такого явления - "Париж Брассая". Город у него равен самому себе и никому не принадлежит - ни клошарам, ни проституткам, ни расклейщикам афиш, ни дугобровой Марлен, с этих афиш взирающей, как не принадлежит он и мясникам, влюбленным, бандам хулиганья с маршалом Неем и самому фотографу. Ну может быть, слегка на него претендует свет, который вылавливает всех этих персонажей, копошащихся внутри города, и вообще выхватывает различные куски этого "внутри".
Зато есть "Брассай Парижа". И не зеркало он, конечно, и не зеркалка для самовлюбленного look-а праздника, который всегда с. Но это такой объект, который своими действиями городу заявляет: в данный момент я в вас аккуратно врастаю, поскольку мне абсолютно необходимо увидеть, как изнутри вас выглядит этот изгиб сточной канавы. И еще, как вы воспринимаете снег, который нахлобучен на стулья Люксембургского сада. А вон тот сумасшедший должен смотреться из вас просто потрясающе. Десяток-другой таких врастаний - и все, приехали. Нацепил первобытную рожу из настенного граффити, скомкал свои мысли, как автобусный билет, - и смотри, снимай, не отвертишься.
Париж - из тех городов, в которые врастать опасно. А Брассай - из тех фотографов, кто это проделал.

4
Фото Nastya Fot
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
9
7

попрошу любителей этого уважаемого фотографа не кидаться в меня тапками, но на меня лично именно эта выставка должного впечатления явно не произвела. Да, Париж,но не показан он так, каким его хочется видеть, ни ночной, ни дневной, ни тайный. Да, мастер, но от мастера так хотелось бы понятности и прозрачности образов. Отдает Пикассо и декадансом. Есть несколько запоминающихся работ, перед которыми хотелось постоять и подумать и все. Я не претендую на знатока искусства и это всего лишь мое субьеткивное мнение, но именно с точки зрения не обремененного фотографическими знаниями обывателя, я не очень впечатлена, а с точки зрения человека, увлекающегося фотографией, поражена самоотверженностью мастера, его техникой, его преданностью любимому делу и его изобретательностью.
в общем в любом случае, посетить советую, особенно людей, к фотографии не равнодушных и интересующихся. почерпнете для себя что-то новое и расширите горизонты.

4
Фото Anna Philippova
отзывы:
54
оценок:
70
рейтинг:
64
9

Отличнейшая масштабная выставка французского фотографа венгерского происхождения, и её, несомненно, стоит посетить.
На выставке представлены главные работы автора: фото, в своё время опубликованные в альбому "Ночной Париж" – смелом, реалистичном, выполненном в самых ночных тонах. Признаться, по работам из этого цикла трудно сказать, в каком городе творил их автор: настолько сгущены краски урбанистической ночи.
Пожалуй, город – одна из любимейших тем Брассая. Он говорил о Париже так, как считал нужным, не искажая и не преувеличивая – даже когда это выглядело не вполне красиво и эстетично, даже в случае если это повергало зрителя в состояние шока.
Также интересна предметная съёмка Брассая, выполненная в сюрреалистическом стиле: для 30-ых годов это весьма неожиданно.

3
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2253
9

Париж великолепный

Он родился в Венгрии, всю жизнь мечтал только о Франции и впоследствии сумел запечатлеть Париж таким, каким он представляется по книгам, картинам и открыткам тому, кто в нем никогда не был.
Обходя экспозицию я ловил себя на мысли, что конкретно вот эту фотографию я бы снял и унес с собой. Так я думал практически о каждой фотографии.
Афишная тумба, мост Карусель, камни мостовой, железнодорожные пути Сен Лазар, струи фонтана на Площади Конкорд, заснеженные стулья сада Люксамбур, фейерверк в Лоншан и еще масса прекрасных видов Парижа, раздел, посвященный Пикассо, несколько скульптур и еще фотографии простых, откровенных, практически деревенских людей: их выразительные лица запоминаются как-то особенно.

2

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить