Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Выставка
Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины

Приключения евангелиста

На эту выставку стоило бы идти, даже если бы вместо ста из украинских музеев привезли всего две эти картины — двух евангелистов, святого Луку и святого Матфея Франса Халса из Музея западного и восточного искусства в Одессе. Что до остальных полотен, которые прибудут из харьковских, киевских, полтавских и черниговских музеев, то тут будет и много барокко — Рубенс и Сурбаран, множество голландцев, в числе которых Йорданс и Тербрюгген, ван Гойен и ван Скорел, — и пара древних византийских икон и загадочный ренессансный венецианец Джентиле Беллини.

  • Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины – афиша
  • Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины – афиша
  • Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины – афиша
  • Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины – афиша
  • Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
11 июля 2012
Приключения евангелиста

На эту выставку стоило бы идти, даже если бы вместо ста из украинских музеев привезли всего две эти картины — двух евангелистов, святого Луку и святого Матфея Франса Халса из Музея западного и восточного искусства в Одессе. Что до остальных полотен, которые прибудут из харьковских, киевских, полтавских и черниговских музеев, то тут будет и много барокко — Рубенс и Сурбаран, множество голландцев, в числе которых Йорданс и Тербрюгген, ван Гойен и ван Скорел, — и пара древних византийских икон и загадочный ренессансный венецианец Джентиле Беллини.

Но выставку назвали все же по имени главного шедевра и вслед за советским художественным фильмом «Возвращение «Святого Луки», снятым по мотивам реальных событий. Это полотно Халса и ГМИИ им. Пушкина связывает действительно суперкинематографичная история музейного ограбления. В 1965 году, когда святого Луку и святого Матфея привезли из Одессы в Пушкинский на выставку, первый был варварски вырезан тупым ножом из своей рамы и похищен самым дерзким образом. Затем последовали: звонки министра Фурцевой главе КГБ Семичастному, розыскные мероприятия, слежка за подозрительными иностранными коллекционерами, тайные встречи с подсадными утками у бассейна «Москва» и окончательная развязка на улице Метростроевской, она же Остоженка, — Лука был возвращен в Одессу. Удивительно, как вся эта суета поднялась вокруг чистейшего из образов, ведь евангелисты Халса — это народные, мужицкие, наидобрейшие святые. Матфей с ангелом вроде дедушки, который читает любимому внучку, но особенно задумчивый старый Лука — он пишет свое Евангелие, простецки подперев щеку рукой. Кажется, как раз в этот момент он раздумывает, как бы подоходчивей изложить живо вспомнившуюся ему Священную историю, и подбирает как раз такие слова, которые будут внятны любому простаку. И не стоит верить великому и ужасному советскому искусствоведу Виктору Никитичу Лазареву, который в своих «Старых мастерах» писал, что, мол, у Халса хорошо получались только хохочущие лица, а там, где ему приходилось писать лицо интеллектуальное или духовное, там «средства его искусства оказываются недостаточными», — Лука и Матфей из Одессы тому главное опровержение.

10
0

Отзывы

9
Мария Левочкина
9 отзывов, 10 оценок, рейтинг 8
4 августа 2012

4 августа побывала на выставке "Возвращение Святого Луки". Ощущения однозначные - это одно из тех культурных событий, которые стоит посетить. Во-первых, никогда ранее эти картины не выставлялись вместе, такой цельной картины украинского собрания живописи нигде не найти. Во-вторых, мне, как непрофессионалу, было довольно сложно ориентироваться во множестве различных имен и направлений живописи, но в тоже время было очень интересно открывать для себя новое.. В-третьих, нельзя не отметить высокий уровень организации выставки, качественный каталог, отличные экспозиции..
В общем, я бы хотела еще раз посетить эту выставку после изучения отдельных направлений и имен, представленных на ней..

3
0
9
a_doni
32 отзыва, 32 оценки, рейтинг 57
9 августа 2012

Западноевропейская живопись 6-18 веков - всего шесть залов на втором этаже музея Личных коллекций. Из Житомира, Одессы, Чернигова, Полтавы, Львова, Киева, Донецка, Харькова, Севастополя привезли фламандских, французских, итальянских, немецких художников, имена которых по большей части не на слуху у большинства. Впрочем, большинство - понятие относительное, как, впрочем, и известность.
Можно, наконец, не торопиться, как в Прадо или Лувре увидеть хотя бы малую часть, а насладиться созерцанием каждой картины и открыть для себя, например, Герарда Хонтхорста из Утрехта - его музицирующие мужчина и женщина (две парные картины) полны светом и радостью жизни, которая просто грозит расплескаться из ее декольте. Еще один фламандец Денис ван Алслот - его "Лесной пейзаж..." завораживает - хочется рассмотреть поподробнее каждого путника и зверушку, все дорожки и мостики в лесу. А вот Сурбаран-младший - его "Натюрморт с венчиком для шоколада" просто замечательный- каждый предмет мастерски выписан и окружающая кувшинчики и чашки темнота словно выталкивает их к зрителю. В соседнем зале неизвестный итальянец из Болоньи нарисовал "Девушку с клеткой", ее глаза так загадочны, что сразу вспоминаешь "Бегущую с волками". И мальчик рядом пытается схватить нечто уже неосязаемое и невидимое нам - как олицетворение аполлонической мужской энергии. Два Себастьяна - и оба, как всегда, ужасают меня - на картине Тревизани из мертвеца вынимают стрелы ангелы, а Манфреди рисует святого еще живым, красивое тело изгибается, будто уже предвидит страдания скорого мученичества. Вот Рубенс - "Речное божество и две нимфы" - одна из них, белокурая, с косами, стыдливо потупилась, держит в подоле плоды, которые небрежно выбирает бог реки - символ союза Антверпена с рекой Шелдой. Еще один голландец Маттиас Стом написал диптих "Благовещение" (кстати, цвета в каталоге переданы ужасно!) - солнечный Гавриил на почти осязаемых облаках и Мария в розовом и синем, пожалуй, лучи света, достигающие ее - как напоминание о Данае. И наконец, самая потрясающая - "Се человек" Строцци - жуткое лицо палача, почти лишенное человеческих черт в резком контрасте со светящимся Иисусом.
Ничего не пишу о двух работах Франца Халлса - Матфей и Лука напоминают чем-то портреты Льва Николаевича Толстого, свет струится по бородам, книгам, лицу ребенка, пальцам, держащим перо. Что уж тут писать - лучше посмотрите сами!

2
0
7
_Shunia_
42 отзыва, 66 оценок, рейтинг 97
23 июля 2012

21 июля были на выставке "Возвращение Святого Луки...", расположенной на 2-м этаже Музея личных коллекций. Выставка большая, картин из Украинских музеев (до которых теперь добраться проблематично - из Киева, Одессы, Львова, Полтавы, Чернигова, Севастополя и др.) привезли много и разнообразных. Византийские иконы 6 века, флорентийский художник, Рубенс, Беллини... Конечно особое впечатление производят евангелисты Франса Хальса - Святой Лука и Святой Матфей. Картины развешены удачно, можно все спокойно рассмотреть, народу было немного. А еще очень понравился Святой Георгий Швабского художника. А если спуститься на 1-й этаж, то еще можно посмотреть чудесную выставку "Портреты коллекционеров", пока она не закрылась (до 29 июля)

2
0
9
Штейнберг Махульский2
42 отзыва, 409 оценок, рейтинг 77
8 сентября 2012

Признаюсь, давно, очень давно. а быть может никогда я не получал такого всеобъемлющего удовольствия и наслаждения. Поднявшись на лифте на 3 этаж открыл для себя выставку любимого мною авангарда. Сочетание западноевропейской живописи и русского авангарда привело меня в ещё большее экстатическое состояние.))

1
0
9
Иван Гаврюшин
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 8
18 августа 2012

На этой выставке есть Маньяско, есть Джузеппе Чезари, в мастерской которого начинал свой путь Караваджо. И, наверное, главное то, что на этой выставке есть Бартоломео Манфреди - художник настолько близкий Караваджо, что в Италии его считают равным Микеланджело Меризи. Караваджо, вероятно, был учителем Манфреди, и как говорит история, даже слугой. Есть информация, что среди историков искусств давно ходят споры о некоторых работах, авторство которых не могут с точностью отнести ни Караваджо, ни Манфреди - настолько они близки. Поэтому выставку стоит посетить обязательно. Стоит добавить, что собрание из музеев Украины вообще одно из лучших на постсоветском пространстве, что и доказывает данная выставка. Есть Томмазо Салини, которого считают врагом Караваджо. На знаменитом суде Караваджо и Бальоне Салини выступал в качестве противника Караваджо. Картина Салини "Пастушок, играющий с кошкой и мышкой", выполненная в свойственной для Итальянцев высокой технике, демонстрирует достаточно нестандартный сюжет для того времени - молодой юноша с несколько скрытым злорадством на лице, держащий в руке мышь, дразнит кошку. В работе будто видна издевка художника над свойственным тому времени возвышенным стилем, в котором работали его многие современники. Однако, на многих реалистичных по своей сути картинах Караваджо и Манфреди, особенно это касается библейских сюжетов, выступает тема жестокости, но в сюжете Салини уже не мученичество Святой Урсулы, не мученичество Святого Себастьяна, что-то куда менее трагичное. Вспомнив историю про суд, я на секунду представил, будто этот пастушок сам Салини, дразнит некоей мышью самого Караваджо.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все