Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8

Выставка
Реконструкция шума

Старьевщики звукового авангарда

Пианист и руководитель оркестра «Персимфанс» Петр Айду и его соратник — искусствовед и архивариус Константин Дудаков-Кашуро уже который год копаются в звуковой старине советского авангарда. Дудаков-Кашуро роет архивы, Айду реконструирует и исполняет его находки: 1920-е годы были богаты на шумовые фантазии, связанные с новым состоянием мира, в котором техническая мысль бежала далеко впереди технических возможностей. Герой этой выставки — «актер и изобретатель» В.А.Попов, придумывавший способы шумового оформления театральных и кинопостановок. На выставке типы шумов расположены по разделам: шумы батальные, индустриальные, природные и транспортные. Например, можно узнать и, главное, услышать, как при помощи нескольких пар калош, деревянных молотков, щеток и свистка сымитировать звук проносящегося мимо поезда во всем его индустриальном великолепии.

  • Реконструкция шума – афиша
  • Реконструкция шума – афиша
  • Реконструкция шума – афиша
  • Реконструкция шума – афиша
  • Реконструкция шума – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Отзывы

9
maria colina perez
4 отзыва, 8 оценок, рейтинг 10
9 августа 2012
Шумите, пожалуйста!


С 27 июня по 16 сентября в Центральном Выставочном комплексе Политехнического музея проходит интерактивная выставка «РеКонструкция шума», на которой представлены уникальнейшие шумовые аппараты актёра и выдающегося изобретателя В. А. Попова. Это те самые первые аналоговые приспособления, которые невероятно точно воспроизводят шумы и звуки окружающего нас мира. Аппараты Попова стали в свое время революцией в создании звуковой и пространственной иллюзии. Начиная с 1910-х годов, все знаменитые спектакли МХАТ и МХТ-2, Театра им. Вахтангова и многих других зазвучали по-новому. Для каждой постановки Владимир Попов создавал целую «симфонию шумов», сыгранную на сотнях технических аппаратов.
Посетителям выставки предоставляется возможность испытать все приборы самостоятельно, это настоящий интерактив, где даже ребёнок может на время почувствовать себя звукорежиссёром.
Автор и руководитель выставочного проекта – Пётр Айду.
Айду руководит музыкальной лабораторией театра «Школа драматического искусства». Одно из направлений его творческой деятельности - музыкальная реконструкция, отсюда и название вышеупомянутой экспозиции.
Лаборатория по созданию аналогово звучания занимает четыре зала, разделенные тематически.
Первый зал посвящен звукам природы. Здесь и «Прибор ветер», «Пергаментный прибор», воссоздающий шум водяной мельницы, «Прибор стрекотания кузнечика», «Прибор сверчок», «Скрип качающихся деревьев», «Барабан с горохом», так точно воспроизводящий шум волн, что кажется будто рядом настоящий океан. Есть тут и «Капельница», и «Раскатный гром», и «Капель», «Фанера», чьи вибрации создают короткие и высокие по звуку раскаты грома. Используя все эти аппараты, даже в ясный день покажется будто внезапно пошёл сильный ливень, так чётко они воссоздают звуки стихии.
Тема, объединившая следующую подборку звуковых аппаратов – механика. Названия экспонатов говорят сами за себя: «Приводные ремни», «Забивка сваи», «Железный скрип», «Малый треск», «Ритмо комбинатор» - особый аппарат, создающий ритмический рисунок различной сложности, «Пересып» - нужный шумовой эффект достигается за счёт поднятия ящика и пересыпания гороха из одной стороны в другую. Атмосферу настоящего цеха помимо шумов помогает воссоздать черно-белое видео, которое проецируется на огромном экране.
Следующий зал, вероятно, особенно порадует любителей батальных сцен. Здесь собраны шумовые аппараты для звукового оформления «Боя холодным оружием», «Ударов тяжёлых мячей», «Шума танка», «Шума мотора самолёта» и даже «Эскадрильи бомбардировщиков и истребителей» - этот аппарат представляет из себя лист стали и обитую войлоком киянку. Если по листу с ускорением колотить киянкой, от дрожания металла будет исходить звук, похожий на летящую где-то в вышине группу самолётов. Берегите ваши уши, звук настолько пронзительный и глубокий, что после такого эксперимента, может шуметь в ушах. А впереди ещё много интересного…
Экспозиция, посвященная теме транспорта, открывается аппаратом, имитирующим звук, возникающий во время того, как лошадь жуёт овёс. Это дощечка с прикрепленной тканью, по которой нужно проводить ногтём для получения необходимого результата. Здесь же «Копытца». Знакомый всем звук, подкованной лошади, легко и точно произвести каждому посетителю. Развивает тему звуковая машина, воссоздающая звуки конного транспорта – «Телега». Аппарат, простой в использовании, но удивительно точно и полно передаёт звук топота копыт и телеги. Тут же есть «Пролётка» и «Пожарный обоз».
И наконец, погружаемся в успокоительный, монотонный шум движущегося поезда. Звуковая вибрация, которая звучит от соприкосновения с подвешенными в ряд кусками железа, знакома каждому. «Шум поезда (гудок)» воссоздаёт ещё более точный звуковой рисунок. Очередной фоновый инструмент для создания гула поезда «Большой барабан-ворчун», его вы точно не пропустите. Есть тут и устройства «Подзвучки», «Паровые отсечки», «Перезвон беферов» и «Стыки» - аппарат, создающий тот самый звук «тудух-тудух». Далее «Мотоцикл» и «Авто», чтобы умело воспользоваться данными конструкциями, придётся работать в паре. Аппараты достаточно сложно устроены и для того, чтобы добиться нужного шума, необходимо работать в четыре руки.

Музыкальная Лаборатория под руководством Петра Айду проделала колоссальную работу. Звуковые аппараты выполнены нашими современниками, но выглядят так, будто ими пользовался сам В.А. Попов. Это настоящие произведения технического искусства, первые аналоговые машины, которые использовали и на сцене театров (на выставке представлены раритетные грампластинки «Театральные шумы» 1950 г.) , и в радиоспектаклях и, конечно же, в кино («Изящная жизнь» Б. И. Юрцева, 1932 г., «Дела и люди» А. В. Мечерета, 1932 г.). Каждый экспонат представляет текст самого создателя, В. А. Попов подробно описывает способ и технику использования своих творений. В каждой строчке, в каждом описании читается трепетное отношение к Звуку. Что и понятно, ведь только одаренный особым слухом человек, мог создавать аппараты идеально имитирующие звуки окружающего нас пространства. В чём и может убедиться каждый посетитель «РеКонструкции шума».

7
0
9
Артём Станкевич
348 отзывов, 380 оценок, рейтинг 481
9 сентября 2012

Очень интересная и крутая выставка в Политехническом, где можно потрогать и постучать во всё, озвучить повозку с запряжёнными в неё лошадьми или битву на Чудском озере, побыть заводом или пострелять из пулемёта "Максим". Непременно надо идти с детьми, а потом уходить по снегу.

1
0
9
Chepa_chups
13 отзывов, 218 оценок, рейтинг 17
29 августа 2012

Очень понравилось, получила море позитива.. И наверное правда, лучше ходить в будни, вот сегодня среда и людей было по меньше, то есть все мирно ходили по залам и шумели, грохотали и цоколи сколько угодно и в свое удовольствие :))))

1
0
9
Мария Андрианова
1 отзыв, 4 оценки, рейтинг 1
30 июля 2012

Отличная инсталляция! Очень интересно трогать экспонаты и слышать такие знакомые звуки. Я и мой спутник веселились как дети. Остались только положительные впечатления. Всем рекомендую посетить политехнический музей и посмотреть эту инсталляцию.

1
0
7
CameraObscura
54 отзыва, 148 оценок, рейтинг 88
5 декабря 2012

Очень не хватает таких интерактивных выставок в Москве. Люди на "Реконструкции шума" были ужасно счастливы, что все можно было трогать, крутить, нажимать, вертеть — и ничего за это не будет, одно веселье. Сама выставка получилась прекрасная, нашелся даже барабан, который озвучивал вьюгу в детских сказках — отойти от него было трудно. Если бы выставку повторили, многие бы наверняка пошли по второму разу, а еще лучше было бы сделать ее постоянной.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все