Первая большая выставка Бойса в России

Первая выставка Бойса в России называлась «Внутренняя Монголия» — сразу понятно, что в Бойсе тогда ценили совсем не то, что сейчас. Сегодня его воспринимают гораздо более рассудочно, раскладывая достижения на элементы: вот здесь — его заслуги как пластика, здесь связь с арте повера, тут концептуализм, здесь заимствования из «Флуксуса», здесь евразийство, экология, а здесь — личная харизма и талант мистификатора. О Бойсе — политике и шамане говорят осторожно: тотальная амбивалентность, которая так нравилась в постмодернистские 90-е, сегодня скорее отпугивает — боязно, что по мановению заячьей лапки бойсовский антифашизм внезапно обернется фашизмом, который видится в смешении архаических мифов и политических претензий.

Как вам выставка?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
Фото Александра Новоженова
отзывы: 105
оценки: 0
рейтинг: 575
Первая большая выставка Бойса в России

«Мы есть революция» — так энергично, по-левацки, называлась ретроспектива Бойса, которая в 2009-м прошла в музее Гамбургер Банхоф в Берлине. Выставку Бойса в ММСИ делает тот же куратор, что и берлинскую, — Ойген Блюме. И собрания, из которых будут работы (в Россию привозили до сих пор только графику, да в Мраморном дворце в Петербурге хранится какой-то ранний тотем, а теперь покажут и видеодокументации, и рисунки, и мультипли, и главное — большие инсталляции, среди которых даже «Конец ХХ века» из базальтовых тяжеленных глыб), — те же самые, в основном немецкие. То есть берлинская выставка так или иначе станет прообразом московской, но заглавие московской про революцию скромно молчит: наш вариант, «Призыв к альтернативе», звучит как-то совсем нейтрально — и не политично, и не поэтично. Памятная старожилам первая выставка Бойса в России называлась совсем не так офисно (но и революцией там тоже не пахло): в 1992-м все только начинали играть в расширение сознания, психоделическая культура находилась на пороге расцвета и выставка была озаглавлена «Внутренняя Монголия» — сразу понятно, что в Бойсе тогда ценили совсем не то, что сейчас. Сегодня его воспринимают гораздо более рассудочно, раскладывая достижения на элементы: вот здесь — его заслуги как пластика, здесь связь с арте повера, тут концептуализм, здесь заимствования из «Флуксуса», здесь евразийство, экология, а здесь — личная харизма и талант мистификатора. О Бойсе — политике и шамане говорят осторожно: тотальная амбивалентность, которая так нравилась в постмодернистские 90-е, сегодня скорее отпугивает — боязно, что по мановению заячьей лапки бойсовский антифашизм внезапно обернется фашизмом, который видится в смешении архаических мифов и поли­тических претензий. Миф Бойса так же пластичен, как его любимые войлок и жир, — он просто взывает к постоянной переоценке, и у нас появляется наконец шанс ее осуществить.

8
0
...
5 сентября 2012

Лучшие отзывы о выставке «Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе»

Фото Дарья
Фото Дарья
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 2
1

Грандиозный обман;) Полная бессмыслица, поданная под видом альтернативного искусства. Невероятный талант выказали только организаторы - пиар на высоте, молодцы.

2
0
...
23 сентября 2012
Фото yard_man
Фото yard_man
отзывы: 9
оценки: 27
рейтинг: 26
7

Начну с того, что идти на выставку не только стоит, но даже просто необходимо. Хочется сказать, что выставка организована просто прекрасно и с огромным удовольствием можно "блуждать" в мире Бойса.
Правда выставка, если быть точнее, сам этот мир, напоминает сегодняшнюю оппозицию: нечто умно-неверотно-невнятное основанное исключительно на мифе собственного производства. Зачем она и к чему она призывает сегодняшних посетителей... Не знаю, если кто подскажет, буду счастлив понять. Нагромождения, мысли - вместо того чтоб заполнить пустоты сознания, плодит их. труд художника не может проходить напрасно, значит рецензент далек от мыслей художника войлочной эпопеи.
Добавить хочется только, что койота жалко, не то чтобы я зеленый, просто для того чтоб понять мир индейцев можно выбрать более позерский способ.

2
0
...
13 сентября 2012
Фото hobocheesepick
Фото hobocheesepick
отзывы: 27
оценки: 28
рейтинг: 14
9

Выставка Бойса – самое значительное из всех московских арт-событий в октябре-ноябре. Бойса представлять не надо, вернее, в России все же надо: Бойс – самый инновационный, чувствительный, политически-активный и интеллигентный артист в мире. Он – колосс, который вдохновил все искусство второй половины двадцатого века. Он показал, что искусство – не создание плоских полотен маслом, не поза перфоманс-артиста, не "лук". Искусство – это контакт с миром, образ мышления, взаимодействие с природой. А бизнесмены вроде поп-артиста Мэтью Барни продолжают жадно тащить в свою норку все приемы Бойса: посмотрите на мертвого кролика, жир и войлок и испытаете дежа вю.
Отметили особо умную и удачную презентацию всех ретроспективы в довольно небольшом пространстве, которая оказалось продуктом работы немецкого же куратора. Обязательно посмотрите I like America And America Likes Me от начала до конца, а также все остальные фильмы, их редко где увидишь. Фильм о Бойсе весьма неплох, идет час.

1
0
...
6 ноября 2012
Фото Антонина Журавлева
Фото Антонина Журавлева
отзывы: 9
оценки: 10
рейтинг: 36
7
Мертвые кролики шамана из люфтваффе.

Интересовалась ли я Йозефом Бойсом до того, как увидела его имя на музейной афише? Нет.
Пожалела ли о том, что решила посетить выставку в ММСИ? Тоже нет.

Потому что вышеозначенная выставка, работающая ежедневно аж до восьми вечера (а по четвергам и вовсе до девяти), предваренная вечерней прогулкой по Гоголевскому бульвару и приправленная парой чашек кофе в одном из многочисленных хамовнических заведений – это то, что доктор прописал для осеннего воскресения.
На мой взгляд, Йозеф Бойс с его расширенной концепцией искусства, утверждавшей, что творческий процесс должен охватить все сферы человеческой деятельности, слиться с жизнью и стать ее гармоничной ежедневной составляющей, не художник в первую очередь, но общественный деятель и, если позволите, ein Mann von Namen – популярная личность своего времени.
Его судьба – вся эта история с люфтваффе, падением, татарами, философией, шаманством; его манифесты – распечатки одного из которых (собственно, «Призыва к альтернативе») лежат возле музейной кассы; его «флюксусы» - сумасшедшие перфомансы, на которые смотришь со смесью любопытства и отвращения (когда Бойс с покрытым золотой фольгой лицом берет в рот уши мертвого зайца, знаете ли…); его знаковый имидж - фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет… Все это создало персону, или, даже, возможно, персонажа, которому позволено делать что угодно в рамках продвигаемой им концепции искусства: он ее придумал, он и диктует правила.
Поэтому на выставке спокойно соседствуют как вещественные доказательства эпохи вроде «заячьего сахара», так и записи перфомансов-экспериментов (жутко тягучий, но интересный «Я люблю Америку и Америка любит меня», рассказывающий о трехдневной попытке Бойся наладить контакт с койотом); как вполне художественные произведения (вроде «Тюленя»), так и совершенно невнятные листки из блокнотов с плохо прорисованными головками медсестер.

Кстати, уходя, не поленитесь полистать книгу отзывов! Я смеялась минут десять, читая полные то восхищения, то возмущения, то шуток и ехидных замечаний записи, рассматривая рисунки и многочисленные галочки «+1» под наиболее значимыми опусами.

1
0
...
22 октября 2012
Фото Дмитрий
Фото Дмитрий
отзывы: 78
оценки: 83
рейтинг: 170
7

Совсем высокое искусство))). Но сам жизненный путь автора от летчика люфтваффе до звезды мировой альтернативы и нордического шамана, сам по себе замечательный перфоманс.

1
0
...
16 октября 2012