Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.4

Выставка
Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе

Первая большая выставка Бойса в России

Первая выставка Бойса в России называлась «Внутренняя Монголия» — сразу понятно, что в Бойсе тогда ценили совсем не то, что сейчас. Сегодня его воспринимают гораздо более рассудочно, раскладывая достижения на элементы: вот здесь — его заслуги как пластика, здесь связь с арте повера, тут концептуализм, здесь заимствования из «Флуксуса», здесь евразийство, экология, а здесь — личная харизма и талант мистификатора. О Бойсе — политике и шамане говорят осторожно: тотальная амбивалентность, которая так нравилась в постмодернистские 90-е, сегодня скорее отпугивает — боязно, что по мановению заячьей лапки бойсовский антифашизм внезапно обернется фашизмом, который видится в смешении архаических мифов и политических претензий.

  • Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе – афиша
  • Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе – афиша
  • Йозеф Бойс: Призыв к альт�ернативе – афиша
  • Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе – афиша
  • Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе – афиша
Фотография, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
5 сентября 2012
Первая большая выставка Бойса в России

«Мы есть революция» — так энергично, по-левацки, называлась ретроспектива Бойса, которая в 2009-м прошла в музее Гамбургер Банхоф в Берлине. Выставку Бойса в ММСИ делает тот же куратор, что и берлинскую, — Ойген Блюме. И собрания, из которых будут работы (в Россию привозили до сих пор только графику, да в Мраморном дворце в Петербурге хранится какой-то ранний тотем, а теперь покажут и видеодокументации, и рисунки, и мультипли, и главное — большие инсталляции, среди которых даже «Конец ХХ века» из базальтовых тяжеленных глыб), — те же самые, в основном немецкие. То есть берлинская выставка так или иначе станет прообразом московской, но заглавие московской про революцию скромно молчит: наш вариант, «Призыв к альтернативе», звучит как-то совсем нейтрально — и не политично, и не поэтично. Памятная старожилам первая выставка Бойса в России называлась совсем не так офисно (но и революцией там тоже не пахло): в 1992-м все только начинали играть в расширение сознания, психоделическая культура находилась на пороге расцвета и выставка была озаглавлена «Внутренняя Монголия» — сразу понятно, что в Бойсе тогда ценили совсем не то, что сейчас. Сегодня его воспринимают гораздо более рассудочно, раскладывая достижения на элементы: вот здесь — его заслуги как пластика, здесь связь с арте повера, тут концептуализм, здесь заимствования из «Флуксуса», здесь евразийство, экология, а здесь — личная харизма и талант мистификатора. О Бойсе — политике и шамане говорят осторожно: тотальная амбивалентность, которая так нравилась в постмодернистские 90-е, сегодня скорее отпугивает — боязно, что по мановению заячьей лапки бойсовский антифашизм внезапно обернется фашизмом, который видится в смешении архаических мифов и поли­тических претензий. Миф Бойса так же пластичен, как его любимые войлок и жир, — он просто взывает к постоянной переоценке, и у нас появляется наконец шанс ее осуществить.

8
0

Отзывы

7
Александра Иванова
12 отзывов, 12 оценок, рейтинг 34
26 сентября 2012

Йозеф Бойс - это очаровательный немец, история которого берет начало с трагичного момента падения его самолета Ju-87 во второй мировой войне на территории Крыма, где он и имел несчастье попасть к татарам. Потому что те, вместо того, чтобы добить поганого фрица, спасли его от обморожения и травм, замотав того в войлок и сало. Оставалось лишь надеяться, что народная медицина татар была ему серьезном жизненным уроком, но этот хитровыдуманный летчик-налетчик настолько вдохновился данным явлением, что после этого решил стать... художником. К слову, во время падения он нехило ударился головой, что является хоть и слабым, но все же объяснением данного решения. В дальнейшем, практически во всех работах его фигурирует животный жир, сало, войлок и мед. После он попадает в плен к англичанам, оттуда в Дюссельдорф учиться и получает звание профессора по классу монументальной скульптуры. Наверно, отсюда его лозунг :" Скульптура - всё".
В общем, довольно-таки противоречивая и...симпатичная личность, поскольку опыт общения с татарами оставил свой отпечаток и повернул расчетливого стереотипного немца в восточную сторону, к размышлениям, философии и долбонутости интуитивному творчеству.
Изначально, объектом для художественной деятельности были "животные и русские", как было написано в коротких комментариях в музее. Манера исполнения была слизана с манеры первобытного искусства, однако, поскольку этим мало кто страдал в середине XX века, это слово в данном контексте мной употреблено чуток не корректно. Но вот сейчас скажу честно : даже сквозь почти что детскую каля-маля прорисовывалось что-то такое, что твердо убедило меня, что руки у него росли оттуда, откуда надо. Поэтому не надо мне тут - рисовал он здорово!!!
Что писал сам Бойс:" Рисунок — первая видимая форма в моем творчестве... Место, где незримые силы становятся чем-то осязаемым. Это особый вид мысли, перенесенный на поверхность, рождающая новый язык, новую речь... Необходимо задействовать зрение, слух, осязание".
Что касается фотографий, плакатов, манифестов, инсталляций, скульптур и проч. Тут уже каждый думает сам. Фотографии старые смотреть всегда глазу приятно, ничего не скажешь. Про перформансы - отдельное слово. На выставке были показаны фильмы про самые известные.
Но лично меня зацепила инсталляция «Конец ХХ века» , представляющая собой огромные вытянутые куски базальта. Каждый камень символизирует прожитый век, начиная с начала нашей эры. В каждом камне, если приглядеться, есть выдолбленные подвижные конусы, которые все равно являются часть камня. Как говорил сам Бойс, эта инсталляция есть призыв человека к тому, чтобы перестать быть бездвижным базальтовым камнем, а быть как тот конус: находиться на своем месте, но уметь быть подвижным и обособиться.
И наконец...
Что касается организации : уважаемый ММСИ - вы хоть читайте, что пишете, у вас в комментариях ошибки в согласовании падежей и родов существительных и прилагательных в словосочетаниях, на всю стену, между прочим, некрасиво, да и перевод с английского хромает. Беда.

5
0
1
Дарья
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
23 сентября 2012

Грандиозный обман;) Полная бессмыслица, поданная под видом альтернативного искусства. Невероятный талант выказали только организаторы - пиар на высоте, молодцы.

2
0
7
yard_man
9 отзывов, 27 оценок, рейтинг 26
13 сентября 2012

Начну с того, что идти на выставку не только стоит, но даже просто необходимо. Хочется сказать, что выставка организована просто прекрасно и с огромным удовольствием можно "блуждать" в мире Бойса.
Правда выставка, если быть точнее, сам этот мир, напоминает сегодняшнюю оппозицию: нечто умно-неверотно-невнятное основанное исключительно на мифе собственного производства. Зачем она и к чему она призывает сегодняшних посетителей... Не знаю, если кто подскажет, буду счастлив понять. Нагромождения, мысли - вместо того чтоб заполнить пустоты сознания, плодит их. труд художника не может проходить напрасно, значит рецензент далек от мыслей художника войлочной эпопеи.
Добавить хочется только, что койота жалко, не то чтобы я зеленый, просто для того чтоб понять мир индейцев можно выбрать более позерский способ.

2
0
9
hobocheesepick
27 отзывов, 30 оценок, рейтинг 17
6 ноября 2012

Выставка Бойса – самое значительное из всех московских арт-событий в октябре-ноябре. Бойса представлять не надо, вернее, в России все же надо: Бойс – самый инновационный, чувствительный, политически-активный и интеллигентный артист в мире. Он – колосс, который вдохновил все искусство второй половины двадцатого века. Он показал, что искусство – не создание плоских полотен маслом, не поза перфоманс-артиста, не "лук". Искусство – это контакт с миром, образ мышления, взаимодействие с природой. А бизнесмены вроде поп-артиста Мэтью Барни продолжают жадно тащить в свою норку все приемы Бойса: посмотрите на мертвого кролика, жир и войлок и испытаете дежа вю.
Отметили особо умную и удачную презентацию всех ретроспективы в довольно небольшом пространстве, которая оказалось продуктом работы немецкого же куратора. Обязательно посмотрите I like America And America Likes Me от начала до конца, а также все остальные фильмы, их редко где увидишь. Фильм о Бойсе весьма неплох, идет час.

1
0
7
Антонина Журавлева
9 отзывов, 10 оценок, рейтинг 36
22 октября 2012
Мертвые кролики шамана из люфтваффе.

Интересовалась ли я Йозефом Бойсом до того, как увидела его имя на музейной афише? Нет.
Пожалела ли о том, что решила посетить выставку в ММСИ? Тоже нет.

Потому что вышеозначенная выставка, работающая ежедневно аж до восьми вечера (а по четвергам и вовсе до девяти), предваренная вечерней прогулкой по Гоголевскому бульвару и приправленная парой чашек кофе в одном из многочисленных хамовнических заведений – это то, что доктор прописал для осеннего воскресения.
На мой взгляд, Йозеф Бойс с его расширенной концепцией искусства, утверждавшей, что творческий процесс должен охватить все сферы человеческой деятельности, слиться с жизнью и стать ее гармоничной ежедневной составляющей, не художник в первую очередь, но общественный деятель и, если позволите, ein Mann von Namen – популярная личность своего времени.
Его судьба – вся эта история с люфтваффе, падением, татарами, философией, шаманством; его манифесты – распечатки одного из которых (собственно, «Призыва к альтернативе») лежат возле музейной кассы; его «флюксусы» - сумасшедшие перфомансы, на которые смотришь со смесью любопытства и отвращения (когда Бойс с покрытым золотой фольгой лицом берет в рот уши мертвого зайца, знаете ли…); его знаковый имидж - фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет… Все это создало персону, или, даже, возможно, персонажа, которому позволено делать что угодно в рамках продвигаемой им концепции искусства: он ее придумал, он и диктует правила.
Поэтому на выставке спокойно соседствуют как вещественные доказательства эпохи вроде «заячьего сахара», так и записи перфомансов-экспериментов (жутко тягучий, но интересный «Я люблю Америку и Америка любит меня», рассказывающий о трехдневной попытке Бойся наладить контакт с койотом); как вполне художественные произведения (вроде «Тюленя»), так и совершенно невнятные листки из блокнотов с плохо прорисованными головками медсестер.

Кстати, уходя, не поленитесь полистать книгу отзывов! Я смеялась минут десять, читая полные то восхищения, то возмущения, то шуток и ехидных замечаний записи, рассматривая рисунки и многочисленные галочки «+1» под наиболее значимыми опусами.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все