Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9.2

Выставка
Сантьяго Калатрава. В поисках движения

Архитектура как ленд-арт и скульптура как архитектура
  • Сантьяго Калатрава. В поисках движения – афиша
  • Сантьяго Калатрава. В поисках движения – афиша
  • Сантьяго Калатрава. В поисках движения – афиша
  • Сантьяго Калатрава. В поисках движения – афиша
  • Сантьяго Калатрава. В поисках движения – афиша
Архитектура, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
27 июня 2012
Архитектура как ленд-арт и скульптура как архитектура

Редкость среди архитекторов, авторов унифицированных коробок: Калатрава немедленно узнаваем. Нечто рисуется на фоне ландшафта скорее даже как ленд-арт, а не архитектура. Какая-то сама по себе конструкция. Для красоты. Прозрачные фермы и ванты. Исполинские ребра сводов. И как торчащая рыбья кость, игла на фоне холмов — белая же вантовая мачта. Прозрачные, воздушные конструкции, как обсосанные рыбьи хребты — нет, не хребты, ну что за вульгарность, это ж арфы и лиры, вместе взятые; ванты, стало быть, это как струны, на которых играют местные ветра… И это Калатрава. По узнаваемости мог бы точно чемпионат мира среди архитекторов выиграть. Но не выиграл до сих пор. Прочие из узнаваемых — уж сплошь лауреаты Прицкеровской премии, архитектурной Нобелевки. А Калатрава нет. Сверхуспешнейший архитектор, узнаваемый, куча всяческих иных премий — но не Прицкеровской. Можно понять и приц­керовское жюри. Инженерно-сопроматовски-скульптурные забавы Калатравы, что в тысячеменьшем масштабе называются у него скульптурой, — ну как за это выдать кучу денег, будто за достижение в архитектуре? О Калатраве много написано как о футуристе — однако какой из Калатравы футурист? Такую архитектуру Прицкеровская премия примечала в 1988 году, когда лауреатом становился Оскар Нимейер. И то — понятно, что «по заслугам», honoris causa. Потому что второй модернизм, олицетворяемый, в частности, Нимейером, давно отыграл. А Калатрава ясно наследует этой последней модернистской утопии — послевоенной, 50–60-х. Когда ленд-арт был еще новостью и авангардом. А железнодорожные мосты, которые Калатрава потом строил во множестве, варьируя один и тот же рыбий скелет или застрявшую в небосводе белую мачту, — железнодорожные мосты в ту индустриальную эпоху казались клепаной функциональной скукой. ­Понадобился Калатрава — вообще-то, художник, который стал архитектором, который далее защитил диссертацию как инженер, — понадобился такой не то скульптор, не то архитектор, не то инженер Сантьяго Калатрава, чтобы эту деятельность оживить. Придать ей внеархитектурную, стилевую тотальность. Когда архитектурные модели выглядят как скульптура, скульптура является архитектурным прообразом, а живописью служат кинетические объекты — и вся эта громадная персоналка, занявшая Николаевский зал, будто нечаянно продолжает пунктир камерных выставок европейских кинетистов последних лет. У Калатравы вообще, заметим, по большей части если не вокзалы, то мосты — транспортные узлы, пространства движения и изменения.

6
0

Отзывы

9
Svetik_FrekenSnork
151 отзыв, 170 оценок, рейтинг 186
25 июля 2012

Удивительная выставка, полная динамики, открытий, трансформаций, взмахов крыльев, ресниц и глаз. Два зала, поселяющих в душе восторг, два зала окрыляющих посетителей.
В первом зале представлены макеты не осуществленных построек, композиции из кубов – становится понятным, как мыслит автор, но совершенно не понятно, как всё это держится, соединенное лишь тонкими стальными тросами. Невероятно…
Изгиб колоска, линия клюва, темная тень на белой стене подчеркивает красоту и изящество линии. Завораживает…
Второй зал полон моделей, всё движется, всё изменяется (только ни в коем случае не трогайте кнопок и рычажков, даже не смотря на то, что они предназначены именно для этого – в противном случае получите от смотрительниц строгий выговор). Включается свет – и вокзал, стадион приобретают совершенно другой вид. Мосты, поворачивающиеся, чтобы уплыть по реке, крылья для музея, чтобы он смог улететь и показать свои богатства всем и везде, подымающаяся и складывающаяся площадь, фонтан из прутьев, огромные пасхальные яйца…
Ходишь, смотришь и всё время, за каждым поворотом, макетом, с каждым новым кругом находишь для себя что-то новое, незамеченное ранее…
В поисках движения. В поисках нового.

2
0
9
Мария Ефремова
2 отзыва, 26 оценок, рейтинг 3
5 августа 2012

Невероятно здорово!!!! Давно не получала такого удовольствия от посещения выставки!!!! ТАЛАНТИЩЕ!!!!!

1
0
9
Александра Македонская
19 отзывов, 198 оценок, рейтинг 15
16 сентября 2012

Это действительно гениально! Такую концентрацию прекрасного и гармоничного непросто найти. Одним словом, Сантьяго Калатрава - настоящий творец!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все