Необычно и захватывающе. Чтобы осознать с моей непрофессиональной точки зрения - пришлось обойти экспозицию по второму кругу. Талантливый человек, проявившийся в такую противоречивую эпоху... Благодаря? Вопреки? Впечатление от увиденного - детско е удивление - чувство, которое я не испытывал уже несколько десятков лет, с тех пор как открыл для себя Родченко...
Василий Ермилов (1894-1968) был одним из ведущих художников-конструктивистов Украины, а западные искусствоведы называют его «одним из лучших дизайнеров своего поколения». Его работы находятся в музеях и частных коллекциях в России, Украине, США, Великобритании, Германии и Франции, продаются на международных аукционах. Творчество Ермилова – синтез разных художественных течений, среди которых экспрессионизм, кубизм, футуризм, неопримитивизм. Его пластические открытия, творческие устремления и позиции, философские взгляды существовали в контексте национального и общеевропейского художественного процесса первой трети ХХ века, который создавал единое пространство искусства авангарда.
Искусство Ермилова лаконично, так что его можно назвать одним из предшественников минимализма и концептуализма. В арсенале художника - два-три локальных цвета, два-три геометрических элемента, две-три материальные фактуры (жесть, дерево, гудрон). Искусной техникой полирования, шлифования, присыпки, противопоставлением овальных и угловатых плоскостей, безупречным пропорциональным порядком он добивался в своих работах высокого композиционно-ритмического эффекта.
В работах Ермилова видна любовь к образам украинского народного искусства, к ручному ремеслу, которое он возводил в ранг искусства, к тщательности в обработке поверхностей, к гармоничной ясности.
Выставка представляет несколько тематических разделов: скульптурные объекты (особое место занимает проект памятника «Монумент ленинской эпохи» (1960-е)); живопись (несколько вариаций «Гитары» (1919), «Мандолина», множество графических мужских и женских портретов, примеры скульптурной живописи: рельефы и объемные композиции); промграфика; дизайнерские эскизы (для харьковского Дома пионеров, 1934–1935) - самодостаточные живописные абстракции, красочно-декоративные и, несмотря на скромный масштаб, монументальные; книжная иллюстрация (яркий пример – оформление поэтических сборников Велимира Хлебникова, с которым Ермилов дружил и создавал стиль многих его книг, среди которых «Ладомир» (1920).