Абсолютная потеря времени. Выставкой язык не поворачивается назвать - в трех здоровых залах развешали фотки с видами Москвы и поставили 3 макета каких-то судов из Музея речного флота со стершимися подписями, один из них - почему-то ледокол морского типа (!). Ни малейшего намека как-то этот иконостас организовать - ни стендов с обзорными статьями, ни карт-схем, ни другой информации. Спрашиваю у смотрительницы, где начало экспозиции. "А смотрите с любого места" - вяло отвечает она и снова задремывает на стуле (в музее мы одни).
В общем - с тем же успехом можно забить в поисковике "Виды Москвы-реки" и полюбоваться фотками и картинами.
Очень печально, потому что Москва-река - это и 500 км русла (а не только кусочек в пределах Москвы!), это и мощные наводнения в прошлом (до 11 метров выше ординара, наводнения прекратились только в 20 веке после строительства Рублевского гидроузла), и электростанции, и канал имени Москвы, водопроводные станции и очистные сооружения со скульптурами сталинской эпохи, три речных порта только в пределах Москвы (Северный, Южный и практически неизвестный широкой публике Западный) и многое, многое другое.
Зато много однотипного, явно организованного свиста в Интернете о великой ценности этого маловразумительного склада фоток.
Многовековая история столицы тесно переплетена с Москвой-рекой. Дремучие леса и непроходимые болота давно исчезли с её берегов, однако река Москва, которую мы видим сегодня, та самая река из русских былин - свидетель и печальных и радостных событий нашей истории.
Выставка «Москва-река в судьбе столицы и России» многопланово иллюстрирует взаимосвязь города и реки: процесс заселения славянами, освоение территорий в районе бассейна Москвы-реки, распространение рыболовства, развитие торговли, судоходства, роль реки в духовной жизни населения, традиции праздничных народных гуляний.
В выставочном проекте приняли участие: Музейное объединение «Музей Москвы», Музей воды (МГУП «Мосводоканал»), Музей Академии водного транспорта, ОАО «Московское речное пароходство», Московская школа водолазов от ГУ Подводречстрой.
Экспонаты выставки: археологические находки, живопись, графика, карты и планы города, реконструкции, фотографии, предметы из вещевого фонда Музея Москвы, раскрывают важные темы истории:
Первые пути заселения московского края по москворецкой водной системе в каменном веке, появление первых стационарных поселений на берегах Москвы-реки.
Москва-река – древнейшая транспортная и торговая артерия края. Москва – порт пяти морей.
Использование водных ресурсов Москвы-реки и ее притоков в городской период истории Москвы в ремесленной (до XVIII века) и промышленной деятельности москвичей.
Взаимосвязь городской архитектуры, планировки и застройки города с акваторией Москвы-реки. Московские мосты и набережные.
Первые поселения на берегу Москвы-реки относятся к эпохе неолита. В это время рыболовство являлось одним из ведущих видов хозяйствования, дополнительно к охоте и собирательству. В начале железного века на территории бассейна Москвы-реки стали возникать укрепленные поселения, обнесенные валами и рвами. На рубеже X-XI вв. в московском регионе обосновались первые славянские племена. Начиная с данного периода, река играет важнейшую роль защиты пограничной крепости, а также способствует развитию торговли по речным путям (Путь из варяг в греки).
Существенные изменения произошли с бассейном Москвы-реки в конце XIX века. В 1873 году образовалось «Товарищество Москворецкого туерного пароходства», поставившее своей целью развить водный транспорт на реке. К 1878 году Товарищество построило шесть плотин со шлюзами.
В 30-х годах ХХ века были проведены самые масштабные работы по обводнению Москвы и превращения Москвы-реки в судоходную. В 1932-1937 годах был построен канал Москва – Волга, строительство которого одновременно решило вопросы водоснабжения, обводнения и судоходства, строительства водохранилищ и открыло возможность использовать значительные водные поверхности для спорта и отдыха москвичей.
Вопрос о сооружении и благоустройстве знаменитых набережных Москвы-реки начинает решаться с 1933 года. К началу 1935 года гранитом было облицовано 11 км прибрежных территорий.
На выставке можно увидеть, как выглядели набережные и мосты в XVII – XIX веках и как они выглядят в наше время.
Один из разделов выставки «Москва-река в судьбе столицы и России» посвящён проблеме экологического состояния акватории и необходимости сохранения природной самобытности Москвы-реки.