Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.2

Выставка
Марк Шагал. Истоки творческого языка художника

Сотня листов графики — к юбилею художника

Очаровательное убожество местечка легче записать как текст — перечислением кривых углов, кровель, труб, носов, — чем передать живописно, клубами цвета. На выставке к 125-летию Шагала графику из разных собраний — около ста листов — представляют как «истоки языка», перемежая витебские рисунки и парижские коллажи с соответствующими предметами быта и прикладным искусством. Получается познавательно, по крайней мере мысль о том, что исток большого языка в виде конспекта или программы заложен именно в корпусе графики, вряд ли ошибочна.

  • Марк Шагал. Истоки творческого языка художника – афиша
  • Марк Шагал. Истоки творческого языка художника – афиша
  • Марк Шагал. Истоки творческого языка художника – афиша
Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
29 мая 2012
Черные курицы, петухи и козы

Если живопись Шагала более интернациональна — в том смысле, в котором интернационален любой модернизм, — то графика гораздо более национальна. По крайней мере ранняя, пером и тушью, тушью и кистью — где щербатые евреи в картузах, козы и петухи. Хотя ни первые, ни вторые, ни третьи никогда не исчезали из иконографии Шагала, под старость, когда он давно вышел в межгалактические туманы своего большого стиля, эти национальные элементы превратились в мифологизированные воспоминания о когда-то конкретном — ну и из предреволюционного Витебска перенеслись в кущи средиземноморских садов, где Шагал теперь обитал и сам. И техники стали другими: сначала офорт, потом раскрашенная литография — от аскетичного рисунка к роскошной (но чем-то неприятной) «книге художника» 60-х, в которой уже чрезмерным почтением окружен каждый небрежный штрих знаменитого мастера.

Тему еврейской графики (или графичности еврейства) развивают обычно от иудейского запрета на образ, который порождает приоритет буквы, а от черной буквы (начертание каждого знака в свитке Торы должно сопровождаться отдельной молитвой) ведут к черному рисунку. Чернобородые евреи в черных лапсердаках по черным улицам идут вдоль черных изб, а рядом бродят вечная козочка и вечный петух — это и у Меера Аксельрода, и у раннего Лисицкого, и у Шагала, мастеров так называемого еврейского ренессанса, которыми чернота местечковых образов-знаков была впервые осмыслена на высоком художественном уровне. Очаровательное убожество местечка легче записать как текст — перечислением кривых углов, кровель, труб, носов, — чем передать живописно, клубами цвета. На выставке к 125-летию Шагала графику из разных собраний — около ста листов — представят как «истоки языка», перемежая витебские рисунки и парижские коллажи с соответствующими предметами быта и прикладным искусством. Должно получиться познавательно, по крайней мере мысль о том, что исток большого языка в виде конспекта или программы заложен именно в корпусе графики, вряд ли может быть ошибочной.

12
0

Отзывы

9
Юлия
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 1
18 июня 2012

«Театр начинается с вешалки»…
« Марк Шагал. Истоки творческого языка художника.» начинается с бесконечной очереди за билетом, в помещении полностью лишенном кислорода, но…. Это стало первым и последним отрицательным впечатлением, поскольку тут же сменилось восхищением от увиденного…
Очень много сюжетов из повседневной жизни: кучер, пьяница, еврейская свадьбы, извозчик, мясник, скрипач, Белла, Ида и снова Белла…Мало кто не заметит сюжетную линию «вид из окна»…
«Окно в деревне»…Эта картина мистическим образом заставила задержаться рядом гораздо дольше, чем другие…
Кураторы выставки представили не только знаковые живописные работы художника, но и произведения ни разу не экспонировавшиеся до этого в России. Здесь представлены работы от раннего Витебска до позднего Парижа… Более 150 экспонатов печатной графики Шагала, иллюстрации к литературным произведениям, витражи, коллажи, скульптура, инсталляции…
Истоки творческого языка Марка Шагала для меня явились истоками моего творческого познания культурного наследия.

7
0
9
That Woman
11 отзывов, 44 оценки, рейтинг 11
26 августа 2012

Я всегда относилось к Шагалу уважительно-равнодушно, как-то так: "его вклад в мировое искусство очевиден, но все же это не для меня". Так уж сложилось. Я была на его выставке в 2005 году, тогда это было полномасшабное представление работ, но впечатление осталось смазанное. Выставка занимала несколько этажей, вход был на нее бесплатным, народу - толпы, к картинам не подойти, глупые комментарии... Да и в целом я тогда решила, что этот художник не для всех.

А сегодня выставляют лишь малую часть работ Шагала, самые истоки, но экспозиция действительно впечатляет. Все очень трогательно, любопытно, необычно. "Окно на даче", витражи, "Наш медовый месяц", портреты Бэллы.. Я не думала, что Шагал может быть таким прозрачным, светлым и привлекательным. Кажется, что заглядываешь куда-то в душу мастера. И начинаешь понимать. Перестаешь замечать неровность форм, искаженнось линий, нарушение пропорций. Видишь глубину, эмоции, юмор, свет.. Эмоции - наверное главное.
Да, и там всего полтора зала, не бойтесь устать ;)

4
0
7
Макс Лалетин
3 отзыва, 8 оценок, рейтинг 6
29 июля 2012

На выставку имеет смысл идти предварительно подготовленным, имея хотя бы скромные представления о творчестве Марка Шагала. Не исключено, что неискушенный посетитель получит удовольствие от увиденного, однако особый акцент здесь, как отмечено в названии экспозиции, сделан на анализе культурных явлений, повлиявших на зарождение столь самобытного и неповторимого стиля. В этом вопросе осведомленный зритель имеет несомненные преимущества.

В целом, выставка производит положительное впечатление. В одном месте собраны не только работы мастера, но и предметы интерьера, реликвии и антиквариат, позволяющие глубже окунуться в атмосферу того времени, в котором берет начало творческий путь художника.

3
0
9
a_doni
32 отзыва, 32 оценки, рейтинг 57
2 июля 2012

Для меня Шагал в одном ряду с Павичем и Кустурицей - то непонятное живое, что трепещет на краю обрыва и продолжает быть несмотря на. Вот картина 15 года – окно в зеленый сад. Или лес. Белая занавеска небрежно завернута на веревочке, терракотовая и белая посуда на подоконнике, и сбоку две удивленные головы. Что там, за окном? Сад?, лес? Или может, сказочная страна – если присмотреться. И вот, рядом, здесь и там, ты идешь по этой сказочной стране и она оказывается живее, чем настоящее вокруг. В небе летают кровати и обнаженные, вот Иисус в животе у Иосифа и корова, церковь над Витебском и парочка любовников на скамейке в переливающихся желто-малахитовых тонах. Правда ли, что сказки выдуманы? – да, конечно. Если вы еще не посмотрели эти картины…
Он пишет в «Моей жизни» - «…коровка, ободранная, распятая и воздетая – ты грезишь. Сияющий нож вознес тебя над землей». И вот она и правда летит. Над еврейским гетто Песковатики, где он родился в 1887 году. И над почти всем 20 веком – над войной и революцией, над концлагерями – в Витебске после войны осталось 118 евреев из 240 тысяч. Летит. Он прожил 98 лет. И создал последнюю работу для центра Реабилитации инвалидов в США. Создавал витражи, шпалеры, картины. И даже иллюстрации – и здесь можно увидеть его рисунки к «Мертвым душам» - благодаря им и книгу перевели, наконец, на французский язык в 30-е годы. А потом он рисовал библейские послания, и подарил их Франции, которая построила в Ницце Национальный музей специально для них.
Рядом с некоторыми рисунками можно посмотреть на лубки – как один из корней его творчества. А если перейти в соседний корпус Третьяковки и зайти в залы древнерусского искусства, то увидите другой источник его вдохновения – может быть, именно поэтому, кафедральные соборы в Швейцарии, Германии, Франции приглашали его создавать для них работы – русские иконы преломились в его картинах чистыми красками и целостностью мира.
Он уехал из Витебска в начале двадцатых. Того города, который знал Марк Шагал, больше нет – не зря он отказался поехать туда во время своего единственного визита в СССР в 70-е г.г. Но по-прежнему висит месяц над метельщиком, часы тикают, а Белла стоит на мосту, и потом летит, и коза у забора, рождается ребенок и мать у печи совершает какое-то чудо обыденности, превращенной Шагалом в зарисовки самой жизни, как она есть.

3
0
5
Андрей Зюзя
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
16 июля 2012

Язык Шагала мне не всегда понятен и поэтому не очень интересен. На выставке представлены в основном ранние работы, офорты, этюды, живопись, а также поздние коллажи из ткани, и бумаги. Работы художника удачно сопоставлены с предметами быта и лубочными картинками тех лет. В целом действительно получились "истоки творчества...". Поклонникам Шагала должно понравиться, остальным - по настроению.

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все