Москва
6.5

Выставка
Двойная перспектива: Современное искусство Японии. Часть I: «Реальность/Обычный мир»

Преодоление миловидности

Японское искусство не только милое — этот тезис лежит в основе внушительной выставки, которая проходит сразу на двух площадках ММСИ и должна показать японское современное искусство в его истинном многообразии. Но если даже оно мрачное — мультяшки Еситомо Нары и калечные девы Мотохико Одани прямо заставляют заглянуть в кошмарные бездны отчаяния. Или cоциально ангажированное — группа ChimPom делала проект про городскую антисанитарию, а кончилось инсталляцией, где крысы раскрашены под покемонов. То все равно — стигму миловидности ему преодолеть почти никогда не удается.

  • Двойная перспектива: Современное искусство Японии. Часть I: «Реальность/Обычный мир» – афиша
  • Двойная перспектива: Современное искусство Японии. Часть I: «Реальность/Обычный мир» – афиша
  • Двойная перспектива: Современное искусство Японии. Часть I: «Реальность/Обычный мир» – афиша
  • Двойная перспектива: Современное искусство Японии. Часть I: «Реальность/Обычный мир» – афиша
  • Двойная перспектива: Современное искусство Японии. Часть I: «Реальность/Обычный мир» – афиша
Фотография, Инсталляция, Новые медиа

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
6 марта 2012
Преодоление миловидности

Японское искусство не только милое — примерно этот тезис лежит, если верить кураторам, в основе внушительной выставки, которая откроется сразу на двух площадках Московского музея современного искусства и должна будет показать японское современное искусство в его истинном многообразии. В этом раскладе есть, конечно, что-то немного иезуитское. Делая такой масштабный проект, музей, естественно, рассчитывает, что он станет хитом — а хитом он станет именно потому, что все знают: японское искусство — милое. И если даже оно мрачное (ну да, как же, мультяшные толстячки Еситомо Нары и калечные девы Мотохико Одани прямо-таки заставляют заглянуть в кошмарные бездны отчаяния). Или (почти) cоциально ангажированное (группа ChimPom делала проект про городскую бедность и антисанитарию, а кончилось все инсталляцией, где крысы раскрашены под покемонов). Или работает с элементарными явлениями повседневности (художник Кохэй Кобаяси, напоминающий концептуалистов 70-х, занимается тем, что фиксирует на видео свои элементарные действия вроде складывания апельсинов в пакет). То есть все равно, хоть ты тресни, — оно милое.

Эта ужасная стигма миловидности лежит на японском искусстве, делая его в своем роде симпатичным полуросликом среди других национальных ­современных искусств — скажем, китайского или любого европейского. Мощнейшая поп-культура практически не оставляет места ни для чего «высокого» или «серьезного». И хотя недавняя нью-йоркская выставка «Bye Bye Kitty!!!» должна была обозначить начало некоей принципиально новой эпохи в восприятии японского, Hello Kitty, кажется, будет тянуть свои лапки даже из могилы.

Но в истории японского современного искусства были авторы (и их покажут на «Двойной перспективе»), которые не затронуты вирусом кавайности: уже ставшая классиком Яей Кусама с ее довольно зловещими точками, покрывающими все окружающее как графическая плесень. Или семидесятник Кисио Суга, чьи скульптуры из необработанных грубых материалов ужасно похожи на европейское арте повера. Но не стоит сразу разочаровываться: Такаси Мураками тоже привезут.

0
0

Отзывы

5
Ненашев Дай
67 отзывов, 124 оценки, рейтинг 302
7 апреля 2012

В общей сложности выставка - в беспорядки разбросанные по этажам инсталляции в основном молодых японских... Художников ли? Сейчас каждый, кто не может толком объяснить идею полученной художественной кучи просто говорят, что это современное искусство. А ММСИ не трудится объяснить, что означает то или оное "творение". Поэтому сходить стоит только, чтобы понять, что на этой выставке просто собрали то, что удалось, свалили в кучу и сказали: любуйтесь, это современное японское искусство. А на вопрос: а что это? Вам обязательно ответят "не знаю". Так вот и получается, что сами работники ММСИ не знают, что у них там и зачем оно вообще. Довольно унылое впечатление.

2
0
7
ДАНИЛА БУЛАТОВ
22 отзыва, 88 оценок, рейтинг 14
25 марта 2012
Смешно о серьёзном, серьёзно о смешном. Часть 1

Чтобы в полной мере оценить замысел кураторов выставки, нужно обязательно посетить оба помещения Московского музея современного искусства. Однако стоит сразу предупредить: любителям традиционной японской культуры здесь делать нечего, ибо гейши и самураи – уже давно не тема современного искусства.

Отбросив шутки в сторону, приходится констатировать, что эта выставка не в силах развенчать стереотипы, сложившиеся вокруг японских художников, которые – да – любят игровые мотивы (и все цветастое, пестрое, броское), да – милые, да – помешаны на мангах, покемонах и т.д. и т.п., но при в эпоху глобализации и транснациональных корпораций умудряются сохранять своеобразие своей национальной культуры. Японская артсцена (в отличие, например, от русской) может похвастаться цельностью своего облика, и то, как японский совриск представлен сегодня в Москве – лишнее тому подтверждение.

Конечно, это не означает, что творчество японских художников однообразно и шаблонно. Другое дело, что отчётливо считывается грань между теми художниками, которые примыкают, скажем, к национальному тренду и теми, кто всё-таки движется в русле общемирового арт-мейнстрима. Если последние доминируют на первой части выставки («Реальность/Обычный мир»), то по-настоящему японское искусство демонстрируется преимущественно в разделе «Воображаемый мир/Фантазии».

Что касается первого раздела, то лично мне не очень понятно, зачем нужно было привозить видео перформанса Йоко Оно “Cut piece” 1964 года и его же повторение, сделанное в 2003. Только для того, чтобы заполучить знаковое имя? Самое «японское» в этом перформансе было то, что он впервые был показан в Токио. Ещё один перформанс из «старой заначки» – “pH” группы dumb type (1990), опять же ориентированный на глобальные процессы в искусстве и поднимающий такие глобальные проблемы, как тиражирование, массмедизация, тотальное обезличивание… Само пространство сцены превращено в огромный сканер – символ технического прессинга (или сканнинга) на человека.

Ещё один артефакт из прошлого – занимающая почти целый зал работа Кисио Суги «Разделяя пространство» (1975), откровенно отсылающая нас к первым шагам лэнд-арта. Тут же на стене – телевизор с фотографиями других его ранних работ, в целом, уровня средненького даже для того времени. Его относительно новые работы минималистичны, выразительны и требуют от зрителя немалой внутренней концентрации.

Абсолютный хит первого раздела выставки «Двойная перспектива» – направленное на нас самих исследование Есинори Нивы «Разыскивается Владимир Ленин»: чтобы подготовить этот проект, художник в течение почти целого месяца собирал по квартирам москвичей предметы, так или иначе связанные с личностью первого вождя. Об этом даже есть целый репортаж: http://www.the-village.ru/village/people/visitors/112347-gosti-stolitsy-hudozhnik-yosinori-niva. В итоге образовалась внушительная коллекция артефактов: от партбилетов до соц-арт футболки А. Косолапова «Coca Cola – It’s the real thing. Lenin».

Вообще, судя по выставке, Ленин пользуется у японцев немалым спросом. Так, в одной из своих работ художник Ясумаса Моримура перевоплощается в Ильича и выступает с трибуны перед толпой «рабочих и крестьян». В работе «Реквием. Смейтесь над диктатором / Шизофреник» (2007) Моримура превращается в Чарли Чаплина в роли «Великого диктатора» и сатирически высмеивает маленького диктатора в каждом из нас: «Разве ваша жизнь, построенная на чужих жертвах, не похожа абсолютно на жизнь диктатора, который заботится только о том, чтобы ему было хорошо?» Но как бы ни было серьезно обвинение, кажется, его невозможно воспринять всерьёз – настолько комично выглядит пародия художника на пародию.

С юмором относиться к серьезным, казалось бы, вещам – это японцы умеют как никто другие. Взять хотя бы работы Кэндзи Янобэ, представленные на второй части выставки и посвящённые, по сути, ядерной угрозе: это и его «Дитя солнца» (2011), исполинских размеров скульптура мальчика в антирадиационном костюме, наконец-то снявшего с головы защитный шлем (после ликвидации аварии на Фукусиме счетчик Гейгера на груди горит заветными «000»), и «Крошечный лесной кинотеатр» (2004), в котором демонстрируется юмористическая передача на тему того, что в случае угрозы радиационного облучения всегда можно укрыться в этом домике со стальными дверками… И наоборот, какие-то комические ситуации неожиданным образом оборачиваются постановкой серьезной проблемы или нащупыванием «болевой точки». Так, совершенно абсурдный видеоряд “God bless America” художника Тадасу Такаминэ с огромной глиняной головой, стоящей посреди комнаты и время от времени исполняющей гимн США, оказывается, символизирует «существование человека в присутствии глыбы, какой может стать политическая идеология» (текст этикетки).

Заканчивая обзор первого раздела выставки, хочется ещё отметить фотографическую серию «Канарейка» Лиэко Сиги (2010) – пожалуй, это самые необычные снимки, которые я видел за последнее время. Эти работы буквально переносят зрителя в какое-то третье измерение, где другая гравитация, другие органы чувств и вообще всё не так – хоть и очень похоже. Абсолютный психоделический беспредел.

Подробнее репортаж (с картинками):
http://artinmass.blogspot.com/2012/03/blog-post.html.

1
0
7
Вера Сир
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
18 апреля 2012

Потрясающая выставка японских художников. Ничего подобного я еще не видела!
Если вы хотите погрузиться в мир интеллектуального созерцания и проникнуться необычайной гениальностью идей авторов-обязательно посетите эту выставку.
С теплой благодарностью к авторам и организаторам выставки.

0
0
9
Kalina Neva
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
2 апреля 2012

На четырех этажах ММСИ в Ермолаевском переулке расположились островки японского искусства начиная с 70-ых годов ХХ века.
Наивность и сдержанность, лаконичность и отсутствие скрытых смыслов – таково впечатление от видеоарта (каждому автору предоставили свое, довольно просторное и отгороженное от других пространство, что позволяет провести 5-10 минут наедине с каждым произведением). Например, если человек на экране сначала складывает в сумку фрукты, а потом поливает землю водой из ведра, это просто означает, что в каждом прозаическом моменте жизни можно найти что-то особенное, поэтическое (банальная мысль, но какая правильная!), чем автор и занимается.
Черно-белые фотографии в следующем зале – образец утонченной красоты, которую японцы способны увидеть в каждом уголке природы. Шлюзы и мосты украшают реки (а не уродуют их) и на фоне зеленого полотна леса смотрятся как продолжение ландшафта – настолько деликатно люди обращаются здесь с окружающей средой.
Пронзительно голубая фотосерия с маленькой фигуркой, «преследующей» автора в его путешествиях, и забавна, и философски интересна. Идея заключается в том, что везде, где фотограф решил «остановить мгновенье», в кадре как будто случайно оказывался один персонаж – бог-покровитель путешественников, изображение которого нарисовано на камне, на асфальте или просто на стикере. Это как будто ирония на тему снимков из известной серии «здесь был я», и в то же время попытка найти что-то универсальное, объединяющее все путешествия в одно большое под названием "жизнь".
В отличие от фотографий, японский юмор трудно назвать тонким и изысканным, но зато он такой очаровательный и… смешной! Покидать комнату с видео «Как я попросил….» совсем не хотелось: приключения японского осьминога под музыкальное сопровождение бразильских уличных музыкантов – совершенно беспроигрышная комбинация! Только представьте: человек решает показать осьминогу Токио, а токийцам – осьминога! Ради этого молодой японец едет к морю, ловит осьминога с помощью ручной ловушки, сделанной при помощи глиняного горшка и веревки (заметьте – никакого вреда осьминогу!), садится в поезд и… вот он уже в центре столицы! Юноша и его «добыча» бродят по улицам, знакомятся с жителями, заходят на рынок, где питомец видит своих собратьев (менее везучих – их уже ждут повара на кухне), «вкушают городскую жизнь». А потом… уже знакомый нам токийский юноша возвращает осьминога в море, а вы что подумали? Раз берешь что-то у природы, даже ради искусства – будь добр, верни!
И, конечно, нельзя не сказать о работе «Разыскивается Владимир Ленин», трогательно-ностальгической для любого россиянина родом из страны советов. («Неужели украли тело вождя?» - «О, нет, не беспокойтесь, это всего лишь арт-проект!») Молодой японский художник приехал в Россию, чтобы понять, насколько жив образ В.И. в умах и домах людей. Он спустился в Московское метро и в лучших традициях вдохновившего его персонажа стал раздавать листовки, вопрошающие «Разыскивается Владимир Ленин!». Как выяснилось, многие еще помнят, кто это, а у некоторых даже остались атрибуты «ленинской тематики» - значки, билеты, ведомости, литература, из которых любознательный японец соорудил небольшой «красный уголок». Впечатление, правда, такое, что предметы попали туда чисто по формальному признаку – наличию портрета вождя или коммунистической символики – но, возможно, в этом и заключался авторский замысел. В любом случае, никакой политики здесь нет, а Ленин выступает в нетрадиционной роли – арт-персонажа японского искусства. И это надо видеть!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все