Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.8

Выставка
Константин Коровин

Очень полная ретроспектива русского импрессиониста

На ретроспективе Коровин представлен прежде всего в двух ипостасях: импрессионист-станковист и монументалист-декоратор. Некоторое количество пожухлых задников и бешеное количество размашистых пестрых этюдов — ах, Крым, ах, Париж, персики на солнце, бульвары в электрическом свете. Как ни странно, Коровина не назовешь тонким колористом, хотя принадлежит он только живописной стихии — рисовальщик из него уж точно никакой. Легкомысленное жизнелюбие кипело в нем так, что ограничить палитру ради более точных цветовых сочетаний, кажется, не представлялось возможным. А еще он до того любил охоту и рыбалку, что некоторые полотна, кажется, написаны только ради того, чтобы похвастаться величиной пойманной рыбы.

  • Константин Коровин – афиша
  • Константин Коровин – афиша
  • Константин Коровин – афиша
  • Константин Коровин – афиша
  • Константин Коровин – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
20 марта 2012
Знаменитый импрессионист и малоизвестный писатель

По-настоящему Михаила Врубеля трогали только бутылочные этикетки от французского шампанского — их он находил действительно изящными, в отличие от чуждых ему исканий реалистов, которыми он в принципе не находил в себе сил интересоваться. Но при чем тут Врубель, если 150 лет исполняется Коровину, чье искусство, наблюдательное и жизненное, было довольно далеко от виньеточных кущ шампанских наклеек? А при том, что эту мелкую, но такую говорящую деталь мы знаем из коровинских воспоминаний. Да, первый русский (и поэтому слегка запоздалый) импрессионист, да, один из лучших театральных декораторов своего времени — но и великолепный литератор, на фоне которого современные ему профессиональные писатели, все эти второстепенные и простоватые «спутники Чехова» кажутся плоскими. Конечно, воспоминания и рассказы Коровина, чье писательство пришлось по большей части уже на годы парижской эмиграции, крутятся вокруг «России, которую мы потеряли», но ему было что терять — какая трагедия для импрессиониста лишиться своих впечатлений. И не только образов — солнечных веранд, лесных прогулок, Ялты, средней полосы и Русского Севера, охоты и рыбалки. Но и праздных разговоров, споров, комических ситуаций, завязанных на тонкостях языка в духе «демократически настроенный барин Шаляпин и недоверчивые мужики» — всего того, что он мог передать только словом. И потом, солнце светило и во Франции, но там он, как ни крути, не был уже первым импрессионистом.

На ретроспективе, которую везут из Русского музея, Коровина представят прежде всего в двух ипостасях: импрессионист и монументалист-декоратор. Говорят, на экспозиции в Русском монументальное (гигантские панно для Северного отдела Нижегородской выставки, для павильонов Крайнего Севера и Туркестана на Всемирной выставке в Париже и так далее) задавило все остальное, поскольку именно панно преподнесли главным музеефикационным юбилейным достижением. Но настоящим открытием следует считать, конечно, не жухлые задники, а изданный недавно толстенный двухтомник блистательной коровинской прозы.

12
0

Отзывы

9
Nikolay Gudkov
16 отзывов, 29 оценок, рейтинг 70
1 апреля 2012

Таких событий в культурной жизни столицы - по одному на 50 лет. Выставка живописи, декоративного искусства и сценографии первого русского импрессиониста и писателя Константина Коровина открылась в филиале Третьяковки на Крымском валу и продлится до конца августа. Экспозиция составлена из коллекций 46 музеев и частых собраний. Работы мастера прибыли на выставку из Русского музея (Питер), городских музеев - от Хабаровска и Барнаула до Краснодара и Твери, а также музеев Беларуси, Украины, Казахстана и Азейрбаджана. Только почти полным отсутствием работ периода иммиграции грешит экспозиция выставки. Тем не менее, не преувеличу, сказав, что такой ретроспективы творчества почитатели гения живописи Константина Коровина не увидят еще очень долго.

Константин Коровин развивал манеру письма, свойственную импрессионистам, задолго до знакомства с творчеством мастеров этого напарвления. В частности, его работа 1883 года "Портрет Хористки" - первый яркий пример импрессионизма, вне всякого влияния французской школы.
Экспозиция выставки знакомит с творчеством К.Коровина - от работ начинающего художника до шедевров признанного мастера - всего 240 полотен. И хотя художника любят, прежде всего, за его импрессионистские городские пейзажи - "Бульвар Капуцинок", "Кафе де ля Пэ", мне больше всего по душе - яркие и сочные полотна художника, посвященные русской жизни. Думаю, Коровин интересен, главным образом, своим умением применить свойственное легкой французской живописи жизнелюбие к русской действительности.
В период первой мировой войны а за ней - гражданской, автор находил в себе силы для любви и надежды, которые неизменно наполняют его полотна.
Я долго стоял у картины "На Сенежском озере" - свежевыловленные карпы вместе со снастью на дощатом полу беседки, за углом которой залитое солнцем подмосковное озеро. Никакая фотография не передаст этот микс запаха сосновой доски, сырой прохлады от земляного подполья бревенчатой избы, свежей рыбы и горячего зноя, напирающего от крыльца.
Огромное удовольствие зритель получит от ночных пейзажей художника - "Под Тифлисом", "Гаммерфест. Северное сияние", "Севостополь вечером", "Южная ночь, пейзажей ночного Парижа.
Известно, что К.Коровин первым из современников обращается к ночным сюжетам, обыгрывает контраст темноты и высвеченной из нее огнем фонарей городской жизни.

Несколько обескуражило расположение на выставке натюрмортов художника. Выставленные вместе, они производят впечатление такого буйства красок и пестроты, что режет глаз. Рискуя разгневать историков искусства и почитателей всего Коровина без остатка, скажу, что этот жанр не является сильной стороной мастера. Кроме того, не стоило помещать натюрморты художника на одну стену, во всяком случае с такой плотностью.
В очередной раз восхитили работы, посвященные красоте юга Российской Империи - городам Крыма и Грузии. Около одной из них мой шестилетний сын остановился и сказал, что узнал автора, назвав имя одного не очень известного пока российского художника Михаила Анфиногенова, выставки которого часто проходят в ЦДХ. Такая аналогия личо меня только порадовала, и она правдива, на самом деле. Думаю, Константин Коровин, не сумев оставить полноценных преемников из числа немногочисленных учеников, включая родного сына, заложил настоящую школу. На смену российскому импрессионизму едва ли придут новые направления, способные целиком его поглотить. Искусство жизнелюбия и надежды всегда будет в цене в нашей стране на контрасте с бедностью и пороками расейской действительности.

15
0
9
Светлана Семёнова
33 отзыва, 126 оценок, рейтинг 57
13 мая 2012

Я скажу кратко: Коровин - это словно Моне или Писсаро, только родной, и от этого еще более прекрасный.

5
0
9
Елена Мовчан
8 отзывов, 10 оценок, рейтинг 12
23 июля 2012

Немного смущало, что собрание живописи этого прекрасного художника-сценографа всего лишь в двух зала Третьяковки, но нет все оказалось камерно, уютно, насыщенно, словом, так как надо!
Пространство первого зала поделено на периоды жизни и творчества К.А. Коровина, и каждый отражен прекрасным набором работ, правда большая часть из которых все же из фондов Третьяковской галереи, но может быть их особо и негде нет больше, не знаю...
Потрясающие по красоте пейзажи заставляют невольно перенестись в мир, изображенный на картине - то это Париж с многолюдными улочками ночного Монмартра, то солнечный Крым с криками чаек и шумом моря, а порой и холодные Северные просторы...
Натюрморты К.А. Коровина сочные и яркие, порой трудно сдержаться от желания протянуть руку и схватить-таки яблочко с подноса)
Декорации поражают своим величием! В них, казалось бы, почти ничего не вырисовано точно, детально, но все же они такие "живые", яркие и натуральные!
Впечатлили и портреты известных людей, в особенности Шаляпина, этого богатыря русской оперной сцены!!!
Второй зал рассказывает о жизни и творчестве художника прямо по датам, так же там можно посмотреть литературу, связанную с К.А. Коровиным, а в пространстве импровизированного кинозала - фильм о самом художнике.
Выставка мне очень понравилась, она атмосферная, живая и богатая по содержанию. Друзьям и знакомым я теперь рекомендую ее посетить, пока не наступило 12 августа) А вы?!

2
0
9
almodavaro
42 отзыва, 42 оценки, рейтинг 57
30 июня 2012

До этой выставки я был почти не знаком с творчеством К. Коровина, и как выяснилось, совершенно зря! Замечательный русский художник, прекрасно писавший и портреты друзей, и крымские пейзажи, и вечерний Париж не хуже самих Моне и Писарро! Картины восхищают яркостью красок и цветов, и несут в себе радость к жизни. Коровин, видимо, почти не писал грустных и печальных полотен. Из увиденного особенно хочется отметить такие картины как "За чайным столом" (1888 г.), "портрет Чичагова" (1902 г.), "портрет И.А. Морозова", "Ловля рыбы на Мурманском море" (1896 г.), "Париж. Бульвар Капуцинок" (1911 г.).
Благодаря организаторам выстаки можно увидеть работы не только из Третьяковки, но из множества других музеев России, Беларуси, Казахстана и др. Выставка очень хорошо структурирована, когда картины размещены по основным этапам творчества (Крым/Париж/Северные пейзажи/Эмиграция и т.д.), а сами гипсокартонные декорации стен имеют разные цветовые оттенки.
Вход для взрослого - 300 р., аудиогид - 250 р. Очень рекомендую не пожалеть денег на аудиогид, как делает большинство поситителей. Рассказы аудиогида о Коровине и о его работах помогают восприятию картин и создают более яркое впечатление от увиденного!

2
0
7
_Shunia_
42 отзыва, 66 оценок, рейтинг 97
28 мая 2012

На выставку попала в прошлую субботу 26 мая часа в 2. Народу было не много - дачный сезон. По организации напоминает выставку Левитана - смотреть картины неудобно, нужно искать место, с которого видно и понятно, что изображено. Понять логику построения выставки сложно - сначала идут работы по времени написания, затем попадаешь в театральную часть (декорации, эскизы, костюмы), сворачивая налево, видишь панно на северные темы, потом Париж, букеты, натюрморты, Крым, пейзажи, портреты ... Прочитать о самом Коровине (биографию) - можно на 2-м этаже. Хотя, обычно, эта информация бывает в начале экспозиции, на мой взгляд - это более логично, привычно, полезно и удобно. На первом этаже достаточно подробно некоторые периоды описаны. Но по многим - информации нет. Советую посмотреть (то что видно) во 2-гоэтажа. Мне сразу захотелось вернуться на первый. И еще раз обойти. Ходила по выставке и смотрела, оглядываясь на картины, находила точки, с которых видно было - перламутровых живых рыб на натюрмортах, букет сирени с лимонами, пионы и апельсин, сад, в котором за столом сидит компания, покрытая бликами, тенями (у так хочется к ним), окно с букетом, деревянные ставни и ветер шевелит занавеску (причем это видно, если смотреть на картину справа, слева ничего не получается). Волшебная сиреневая Ницца, вечерний Париж (все так и есть на самом деле)... И Гурзуф, и рыбалка...Так что впечатление одновременно отличное (от работ) и среднее (от экспозиции). Но посмотреть стоит!

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все