Выставки Москвы

Выставка Михаил Нестеров, Санкт-Петербург
Русский музей, 5 апреля – 30 июля 2012, Санкт-Петербург

7.8

Религиозный живописец, умерший советским портретистом

Место проведения

Русский музей

Русский музей

8.0
Крупнейшее собрание русского искусства, от домонгольских икон до авангарда
Крупнейшее собрание русского искусства — от древних икон до живописи конца XIX века — хранится в построенном архитектором Карлом Росси дворце Михаила Павловича (младшего брата Александра I). Самые крупные залы отведены художникам Императорской академии художеств первой половины XIX века, поменьше — картинам передвижников, Ильи Репина, Василия Сурикова и остальных. Собрание символистов и художников русского авангарда, которым гордится Русский, выставлено в пристройке Михайловского дворца — Корпусе Бенуа. В нее можно попасть как из основного здания (продолжая движение), так и через отдельный вход с канала Грибоедова.
телефон+7 (812) 314 34 48
адрес
ценаВход 70–350 р., для детей до 18 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьРусский музей

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Иконописец-портретист

У большого советского искусствоведа Федорова-Давыдова есть большая статья о Нестерове, называется «Природа и человек в творчестве Нестерова». Замечательно в ней, кроме прочего, еще и то, что, останься от статьи один заголовок, все равно — краеугольный принцип композиции «по Нестерову» будет вполне охарактеризован. Природа и человек; вернее, даже так: природа — и человек; потому что хоть и сказано о «слитности человека с природой, единстве переживаний человека и состояния природы» в лучших произведениях Нестерова, однако надо заметить, что и лучшие устроены по одной и той же схеме «передний план — пейзажный фон», зрачок и внимание не могут настроиться, словно жужжит туда-сюда какой-то зум, как зуд, — то на первый план, то на задник, то на первый план, то на задник… Худосочная, тихая природа Русского Севера — с вкраплениями «нестеровской березки»; такие же худосочные и молчаливые «монахи», «отцы-пустынники и жены непорочны» из мизансцены на первом плане — в какой-то момент, видно, просто надоедает, и ты останавливаешься. Либо на том, либо на другом. Потому что если в Нестерове кто-нибудь что-нибудь все-таки находит, в итоге он оказывается по ту либо по эту сторону понимания Нестерова-живописца и смысла его живописи вообще. Бенуа вот ценил у Нестерова «тонкое понимание русского пейзажа», в остальном определяя Михаила Васильевича как «последователя Васнецова, превратившего эффектный и энергичный шаблон своего учителя в нечто расслабленное, жидкое, истерическое», и анемичное, расслабленное умиротворение просил, чтобы с религиозным переживанием не путали. А, скажем, для Ильи Глазунова дело видится, может быть, совсем наоборот; так ведь и это тоже Нестеров. Фирменный глазуновский жанр «глаза в пейзаже» — это оттуда, из Нестерова и Васнецова; показательно, насколько беспомощен по живописи глазуновский пейзажный задник, потому как есть выродившийся в ходе эво­люции орган. И у Федорова-Давыдова, кстати, «Природа и человек в творчестве Нестерова» тоже ведь практически об одной природе, а не о человеке. За «чело­века» Нестерова было всегда затруднительно хвалить, поскольку в классовом разрезе персонажи дореволюционного Нестерова, как один, представляли сто­процентную контру. Потому, кстати, и советская власть — она тоже хвалила Нестерова за пейзаж; не сразу Нестеров стал «классиком советского портрета» — собственно, за год до смерти. А перед тем у него это для советских вроде алиби было: мол, нестеровский пейзажный задник по настроению не хуже, чем Левитан, только народу побольше. И очень зря, товарищ, потому как народец этот, выходит, лишний…

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить