Москва
7.6

Выставка
Во Христе

Иконы по обмену

Ранние иконы Джотто ди Бондоне из флорентийских собраний приедут к нам в залог того, что в Италию отправят­ся наши иконы. Золотые фоны, спокойные лики; но что отличает джоттовский проторенессанс — это возникающий в противоречии с иконной плоскостью объем. Мадонны, апостолы и святые эмансипируются от золотого сияния, проявляя заметную ­самостоятельность и становясь все скульптурнее.

  • Во Христе – афиша
  • Во Христе – афиша
  • Во Христе – афиша
  • Во Христе – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

5
Юлия Есёк
49 отзывов, 128 оценок, рейтинг 38
11 января 2012

Выставка работ Джотто совсем небольшая: 1 икона и часть иконостаса (так, наверное, правильно будет назвать). Когда я у тетеньки-смотрительницы просила: «Работы Джотто только в этом зале выставлены?» Мне ответили со снисходительной улыбкой, что и это более чем достаточно. Ну… наверное, я чего-то не понимаю… На фотографиях все они есть. Техника простая, ну это скорее всего связано с началом развития художественного искусства, а не с техникой мастера, все-таки 13-14 века. Вспомним того же Рублева, у которого первого чаша в «Троице» изображена в виде эллипса, а не круга, в то время как стол развернут плоскостью к зрителю.

Советую совместить эту выставку с выставкой графики Серова.

3
0
9
Рина Комарова
66 отзывов, 84 оценки, рейтинг 144
14 марта 2012

19-го марта в зале № 38 главного здания Третьяковской галереи закрывается выставка «Во Христе», в рамках которой в Россию были привезены работы Джотто ди Бондоне (1267 – 1337 гг.):
1. полиптих (двусторонний алтарный образ) из церкви Санта-Репарта (около 1305 г.)
и
2. «Мадонна с младенцем» (к. XII в., около 1299 г.)

Это XIII век. Работы автора, который привнес в живопись идеи обновления и основы для формирования Ренессанса.
Когда упоминают работы Джотто, всегда говорят о его «системе изображения, построенной на понимании пространственной среды и объемо-осязаемых фигур и изображенных предметов» (с)
Джотто искал и несомненно – а иначе бы он просто не являлся бы один из великих мастеров, предваривших Возрождение – находил перспективное построение композиции картины. В его работах преобладает «чувство равновесия и симметрии» (с)

Италия преподнесла Москве такой художественно-исторический «подарок» в обмен на работы Андрея Рублева («Богоматерь Одигитрия» (к. XIII в.) и «Вознесение» (1408 г.)) и Дионисия («Распятие» (1500 г.)), которые в рамках года «Россия – Италия» выставляются в здании Баптистерия во Флоренции.

Увидеть подлинные работы Джотто ди Бондоне своими глазами – совсем не одно и то же, если бы вы нашли их фотографии на просторах Интернета или же увидели иллюстрации в альбомах. Совсем иной уровень восприятия. Когда существует возможность детально рассмотреть кисть мастера, проникнуться духом Проторенессанса, воочию увидеть иконы, уровень мастерства на которых переступил через принятую в то время систему иконописи и пошел дальше, к объемной, «самостоятельной» живописи, допускающей в себе присутствие скульптурности.

Выставку не стали делать отдельной экспозицией. То ли из-за малого количества привезенных «из-за бугра» работ, то ли просто потому, что они заменили «уехавшего» на время Рублева. Но увидеть работы Джотто можно без дополнительной за то платы, просто сходив посмотреть на основную коллекцию господина Третьякова. Совместить, так сказать, повтор уже известного материала с тем, что, возможно, больше никогда не представиться увидеть своими глазами и в подлиннике.

2
0
9
Viktor Karpov
4 отзыва, 3 оценки, рейтинг 6
19 марта 2012

Разумеется, в алтарных образах Джотто гораздо более консервативен и традиционен, чем во фресках. Традиционная иконография, иератизм - всё выдаёт в этих работах именно иконы, и в этом качестве они откровенно разочаровывают - ни мистицизма, ни изящества, ни хотя бы декоративности, которыми радует нас древнерусское искусство.
Стоит сделать так: взглянуть на Джотто, потом пройти по залам древнерусского искусства и вновь вернуться к джоттовскому полиптиху, к его лицевой стороне. И тогда, на контрасте, неожиданно ясно прозреваешь в нём то маленькое зерно, из которого вырастет огромное дерево Ренессанса. И вот тут начинаешь благоговеть :).

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все