Плакат умер, но Игорь Гурович, Эрик Белоусов, Анна Наумова продлили жизнь этого вида графического искусства лет на пятнадцать одним своим голым энтузиазмом. Они поставили производство плакатов на поток, когда плакаты никому уже были не нужны: в 2000-х их можно было делать только даром. Бумажный плакат сегодня — ненужное дополнение к культурному событию, но плакаты «остенов» становились событиями сами по себе.
Графика |
Ostengruppe — дизайнеры, которым самое место в музее. Оголтелые формалисты, которым не поставишь формализм в упрек. Ведь формалисты от искусства, как правило, поддельные: художники подрастеряли ремесленную хватку и в основном только делают вид, что занимаются пластическими свойствами изображения. Графики же Ostengruppe — последние из по-настоящему оторванных и отчаянных любителей изображения как такового: люди, для которых композиция все еще священна, и, чтобы их понять, надо отнестись к этому утверждению самым серьезным образом. Да, литература для них пустой звук и рефлексировать они умеют только на уровне пластики — но смысл не заставляет себя ждать.
Средний художник находит свой прием, максимум парочку — и уже на всю оставшуюся жизнь: «остены» делают открытие каждый раз, как садятся за новый лист. Плакат умер, но Игорь Гурович, Эрик Белоусов, Анна Наумова и те, кто работал с ними на протяжении существования их студии, продлили жизнь этого вида графического искусства лет на пятнадцать одним своим голым энтузиазмом. Они поставили производство плакатов на поток в той ситуации, когда плакаты никому уже были не нужны: в 2000-х их можно было делать только даром. Бумажный плакат сегодня — это прихоть, в сущности, ненужное дополнение к культурному событию, но плакаты «остенов» для концертов в «Доме», для фильмов на ММКФ, для показов в Музее кино становились событиями сами по себе. «Остены» сами создавали себе условия заказа, чтобы делать плакаты в свое удовольствие — потому что именно плакат (по крайней мере до недавнего времени) был хоть и старомодной, но все же полной достоинства вершиной профессии прикладного графика. Тут были корни — великие поляки, на которых смотрели все, голландцы с их парадоксальным отношением к типографике, русский авангард и просто вдохновение с улиц. Когда точность того, как поставлен в листе грубый гротеск, поражает в самое сердце, когда печатная вещь бьет в глаза свежестью, возможность которой ты даже не мог предположить, — вероятно, это — а не вялое масло на холсте — и следует считать современной жизнью формы.
Кому - как, а мне по душе минималистичные, ярко-образные советские плакаты 1920-30-ых гг - вроде тех, в работе над которыми участвовал Маяковский. Плакат должен быть в первую очередь прост, утилитарен и предельно функционален (т.е. convey message без каких-либо шумов), и лишь во вторую очередь - креативен. Во многих плакатах Ostengruppe с трудом читается основное содержание, они страдают от пестроты, разнообразия визуально-графических приёмов и хаоса шрифтов. Хотя попадаются и удачные вещи - например, плакат "Бог" или разного рода фантазии с нечеловеческими палочками и человеческими ушами.