В первый момент цвет сбивает с толку: привыкнув ассоциировать технологию с эпохой, как будто обознаешься, глядя на старинную карточку, на которой дамы в шляпах и с солнечными зонтиками, мальчик в матроске и две девочки сидят на вполне себе зеленой траве. Матроска синяя, в корзине для пикника на переднем плане — три определенно оранжевых апельсина, а девочки наряжены в народные русские сарафаны — ярко-красные.
Окрашенные гранулы картофельного крахмала на стеклянных пластинах — первая массовая техника цветной фотографии Autochrome Lumière, подобно дирижаблям в истории воздухоплавания, канувшая в небытие. Но за 20 лет существования автохрома (он вышел на рынок в 1907-м) по всему миру успели наделать цветных снимков, теперь дезориентирующих во времени тех, кто не слишком силен в истории фототехники.
Главным фотолюбителем царской России был царь — невинное хобби Николая II ставят ему в упрек, как признак маниловского прекраснодушия в эпоху межреволюционного разброда. Любительство дворянина Петра Веденисова, чьи снимки приобрел МАММ, было того же сорта, но все же оно выглядит гораздо симпатичнее. Он был любитель в кубе — как человек состоятельный, мог позволить себе увлечения: основатель ансамбля домристов и член Общества любителей музыкального и драматического искусства в Ялте, организатор общества семейно-музыкальных вечеров, краевед, пианист, метеоролог — и фотограф. Дочери Веденисова, новогодняя елка — в пандан к этой сугубо частной истории МАММ показывает фоторепортаж уже из совсем другой жизни: фотоочерк о 24 часах из жизни семьи рабочего завода «Красный пролетарий» Филиппова, сделанный фоторепортерами Шайхетом и Альпертом в начале 30-х. Если все кадры Веденисова постановочные и другими быть не могли (автохром требовал долгой выдержки) — тут мы видим чистый репортаж. Вместо частной жизни дворянских интеллигентов — общественная жизнь заводских пролетариев, вместо шляп — косынки, вместо игры на домре — курсы для малограмотных. Увлеченность культурой как таковой — хобби, которое он мог себе позволить.