Выставки Москвы

Выставка Караваджо, Москва

8.4

Главный реалист в истории искусства

То, что Караваджо убил человека, сегодня скорее ­умиляет: гению простили преступление за истече­нием срока давности, а искусство его становится все актуальнее. В Пушкинский привезли 11 полотен, среди ­которых важнейшее — «Обращение Савла» из церкви Санта-Мария-дель-Пополо, «Юноша с корзиной фруктов», «Спящий Амур» и «Положение во гроб». Окруженные массой экспозиционных усилий, погруженные в особый полумрак и подсвеченные специально направленными на них лучами све­та полотна тем не менее производят то самое драматическое впечатление.

Место проведения

Музей изобразительных искусств им. Пушкина
Пикассо, Моне, Дега, Ван Гог, Ренуар и другие
Cамый академичный музей Москвы, в постоянной экспозиции которого можно по слепкам и копиям изучить всю историю мирового искусства, от портика Парфенона и Давида Микеланджело до целого готического портала и конных статуй отважных людей Возрождения, все в натуральную величину. Кроме копий — значительная, хотя, конечно, не эрмитажная, коллекция живописи старых мастеров, где и Рубенс, и Боттичелли, а также регулярные выставочные хиты, привозные и российские.
телефон+7 (495) 697 95 78
адрес
ценаВход 200–400 р., для детей до 16 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьМузей изобразительных искусств им. Пушкина

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
отзывы:
105
оценок:
0
рейтинг:
592

Великий художник с голливудской репутацией

Резкие светотени — резкий характер. Все было так давно, что на него можно повесить любое преступление. Художник шлялся по Риму с компанией вооруженных людей в плащах и задирал прохожих, ввязывался в драки, бил посуду в кабаках. У него была сабля. И в конце концов он убил человека. Хотя, кто знает — может, в те времена считалось, что это нормально. Кроме того, по слухам он был гомосексуален. Слух всего один, он относится к XVI веку и подпитывается исключительно эротизмом мужских образов живописца, но мы охотно верим. Вообще-то, у всех художников были подмастерья, но почему-то именно у Караваджо отношения с подмастерьем вызывают недоверчивое внимание потомков.

Как говорил Пушкин: «Врете, подлецы: он и мал и мерзок — но не так, как вы, — иначе!» То, как именно мал и мерзок был Микеланджело Меризи да Караваджо, и есть главный предмет интереса и залог его невероятной популярности в наше время. Образ вырисовывается притягательный: вспыльчивый, порочный и гениальный живописец, изучение биографии которого велось по полицейским отчетам четырехсотлетней давности. Буквально каждое его произведение связано с каким-нибудь скандальным случаем: то напишет проститутку с грязными ногами в виде Богоматери, то бродягу в виде святого Петра, то заказчики откажутся принимать работу.

Но все это на самом деле абсолютно лишние детали, которые, собираясь на выставку, нужно без сожаления отринуть — потому что все понятно и без них. В Москву привезут 11 полотен — это очень много, более чем достаточно, для того чтобы и без жареных подробностей убедиться в абсолютной актуальности Караваджо. Знаменитое «Обращение Савла» из церкви Санта-Мария-дель-Пополо со знаменитым же лошадиным задом во всю высоту холста; «Спящий Купидон» — некрасивый мальчик, который вполне мог бы в свободное время приворовывать на городских рынках; «Юноша с корзиной фруктов» — сладостный образ, осоловелым взглядом напоминающий преступных дегенератов из ранних фильмов Пьера Паоло Пазолини. Который, надо сказать, был безусловно главным караваджистом ХХ века — и это в свою очередь лишний раз свидетельствует о дальнобойности открытий Караваджо: от реализма в неореализм, а оттуда — все к новой правде.

Отзывы пользователей о выставке «Караваджо»

Фото Артём Станкевич
отзывы:
350
оценок:
349
рейтинг:
461
7

Тёмные залы, тишина, куча народу на 50 квадратных метрах, кое-где светящие в разные стороны лампочки, большие полотна, сумрачная атмосфера, подсвеченные названия картин и пространные истории написания и объяснения смысла каждой картины привлекают внимание публики гораздо активнее самих произведений мастера, создавая тем самым непросматриваемый и непрошибаемый человеческим взглядом человеческий же забор, через который на эти самые произведения посмотреть довольно сложно, но чувств после посещения выставки остаётся очень много, а маленькая очередь ещё больше увеличивает степень удовлетворённости.

Фото Анна Ульянова
отзывы:
6
оценок:
36
рейтинг:
16
9

Очень правильная выставка ! :)
Все как надо: и размещение картин в хронологическом порядке от ранних к поздним, и полумрак, скрывающий грустные реалии российской действительности типа грязного пола и обшарпанных углов, и сукно на стенах, поглощающее звуки внешнего мира...Все это позволяет забыть о том, что вы-в России. И представить, что вы-в Италии :) А 11 картин, как 11 окон в мир света. Выставка устроена замечательно. Идите - не пожалеете. Берите аудиогид, оставьте в камере хранения свои сумки и свои заботы и, минуя бездарную экспозицию страшных акварелей Блейка, залы с копиями мировых шедевров и чего-то там еще, идите прямо к Караваджо. Оставьте себе побольше времени, чтобы рассмотреть все, не упустив ни одной детали. И не бойтесь легенд про очереди: это все неправда. Очередь действительно есть, но совсем небольшая и двигается быстро. Одним словом я надеюсь, что вы оделись и уже совсем скоро своими глазами все увидите :) Скорее, господа, в мире не так уж много такого, ради чего стоит прерывать чтение романа Диккенса и выходить из дома в такую погоду ;)

Фото Татьяна Миронова
отзывы:
25
оценок:
25
рейтинг:
49
9

Пользительная сила искусства или практическое руководство по воскресному выгулу мужчин.

Писать об искусстве нельзя, его можно только чувствовать, но я попробую. Дело было в тот беззаботный выходной, когда на носу новый год, а настроение полно радостного предвкушения. Проснувшись "рано утром", в 2 часа дня и трижды потянувшись, я повернула очи вправо и увидела профиль дрожайшего. Тени от ресниц, зашевелившиеся на лоснящемся черепе благоверного означали его полное пробуждение ото сна. Не дожидаясь того момента, когда он включит дебетно-кредитовую часть своего мозга, я разом и без арт-подготовки выпалила: "Дорогой, сегодня мы идем на Караваджо!". Руки мне в отличии от древнерусских гонцов не поотрубали, а посему весть смело можно было считать доброй. Однако тело любимого, облаченное в фланелевую пижамку с розовыми ромашками мигом метнулось к антресолям, попутно извлекая на свет запыленную коллекцию двд, среди которой блеснул диск с надписью документального фильма ВВС про известного итальянского художника. Попытка откреститься от досугового меропрития вмиг была прервана и отклонена, не оставив шансов отнекаться и альтернатив не чистить машину от снега.
Таким образом, под мерное ворчание родного птеродактиля мы добрались до Пушкинского, где по счастливому стечению обстоятельств не пришлось долго натирать мозоля в ожидающей конвейерно-шпротной укладки очереди. К чести сказать, на Дали и Пикассо стоять приходилось гораздо дольше, а потому моему Дункану Маклауду не удалось скупить весь ассортимент пирожков ближайшего пищеблока на колесах.
Храм искусства поглотил нас почти замерзших, однако трепещущих перед встречей с прекрасным. Слегка скрежеча трансмиссией, моя половина отправилась в гардероб сдавать наше верхнее нательное, благо очередь попалась гуманная - не затоптали. Радостно подхватив под руку его, с гордостью зажавшего в руке металлический номерок, мы торжественно зашагали по красной ковровой дорожке наверх. Стараясь в такт, и при этом без резонанса, попадать в ступеньки, мой визави умничал, бурча под нос философское нечто вроде: "След художника неистребим, в душах людей, в нашей памяти...", если бы не крутая лестница, я позволила бы пелене слез умиления наводнить свои глаза.
Первый же взгляд на шедевр Караваджо подвиг драгоценного в эстетический ступор, я тихонько перекрестилась и выдохнула, суровое мужское сердце оказалось не чуждо к красоте. Способность пробуждать чувства в других – возможно, это и есть, то что называют талантом. Возле картины "Положение во гроб" яхонтовый оперился, отрапортовал о биографии гения, сообщил, что в наши дни Караваджо скорее всего должен был бы расписывать ДК исправительного учреждения, где проводил львиную долю жизни, отбывая наказание по статье 206 за хулиганство. Оказывается, с поволокой юмора даже эпоха Возрождения приобретает особую изюминку.
Ну а если серьезно, сказать, что творения Караваджо поражают - это не сказать ничего. Высшая похвала художнику — это когда перед его произведением забываешь о похвалах. Можно бесконечно долго восхищаться талантом автора, заключающемся в способности передать сложные чувства в простых выражениях. Так же бесконечно долго, как и ругать Пушкинский за расстановку света. Покачивание из стороны в сторону тел собравшейся публики не означало экстаза волнения, а лишь отображало робкие попытки совместить очи с полотном таким образом, чтобы краски не бликовали в более, чем неудачном освещении. Но все это мелочи в сравнении с тем глубоким следом, что оставляет выставка. Техника кьяроскуро, использованная мастером в своих картинах резко очертила впечатления до и после Караваджо. И спускаясь к выходу, мы искренне были благодарны всем, кто позволил нам и дал возможность лицезреть это чудо собственными глазами. Ведь настоящий талант прежде всего - это то, что приносит счастье другим. В этот день мы были счастливы.

Фото Igor Ryzhov
отзывы:
14
оценок:
611
рейтинг:
22
5

Добрался я таки до Караваджо. И, скажу я вам, остался разочарованным. Нет, не Караваджо, конечно. А количеством и подбором полотен. Всего 11 картин и (как не велик соблазн сказать "не лучших", но сдержу себя и скажу) не самых мною любимых. Да, я прекрасно понимаю, что шедевры художника разбросаны по всему миру ("Святая Екатерина" и "Саломея" в Мадриде, "Лютинист" и "Шулеры" в США, "Христос в Эммаусе" 1601 г. и "Мальчик, укушенный ящерицей" в Лондоне, "Успение Марии" и "Гадалка" в Париже, "Амур-победитель" в Берлине и т.д.), и собрать их все и привезти в Москву абсолютно нереально, тем более в рамках Года Италии в России, благодаря которому мы имеем хотя бы эту выставку. ОК, но почему из Италии так мало? Почему Галерея Боргезе дала "Юношу с корзиной фруктов", но зажала "Больного Вакха", "Пишущего Иерониа" и "Давида с головой Голиафа"? Почему Санта Мария дель Пополо предоставила "Обращение Савла", но не смогла расстаться с "Распятием Петра"? А Сан-Луиджи деи Франчези вообще ничего не дала, и апостола Матфея мы не увидели ни в каком виде? Где "Юдифь и Олоферн"? Где "Нарцисс"? "Пожертвование Исаака"? Короче говоря, тема Караваджо в России не раскрыта, и тому, кто надеялся познать талант великого ломбардца, простояв без малого час (или больше) в очереди в ГМИИ, можно только посочувствовать. Из положительного могу отметить прекрасное освещение картин и неплохие аннотации к каждому холсту.

Фото MariaS
отзывы:
10
оценок:
78
рейтинг:
27
3

Великий художник эпохи барокко с весьма необычной судьбой - достоин внимания каждого любителя живописи,как впрочем и обычного человека. 11 картин - достаточно большое количество полотен для одной выставки, если учесть,что это первая выставке Караваджо в России,в которой собрали несколько его наиболее известных полотен. Сами живописные произведения очень радуют, чего нельзя сказать об организации выставки. Все начинаем с огромной очереди,выстроившейся у здания музея. Все,конечно,закономерно,но не все в этой очереди стремятся попасть именно на выставку Караваджо, например, направляясь на выставку Уильяма Блейка. Мне кажется,уже пора переходить на online бронирование билетов по интернету,где за это берут небольшой процент,но у человека будет выбор - заплатить чуть дороже и пройти в здание без проблем или же отстоять спокойно очередь и купить билет без наценки.
Попав,наконец, на саму выставку,оказываешься в темном душном зале,полностью заполненном людьми,которые не дают тебе возможности пробраться к картинам. Кто-то просто останавливается посередине зала,начиная обсуждать насущные проблемы,например,какое пальто он видел вчера в магазине,или же чем он займется после похода на выставку.
Отдельная претензия к освещению - огромное количество лампочек установлены настолько неправильно,что из всего полотна была видна лишь его нижняя часть,чтобы увидеть остальные детали,нужно было постоянно искать удобную точку рассмотрения и расхаживать то влево,то вправо! В итоге, картину по сути не видно! К сожалению,человек,далекий от области искусства,может не обратить внимания на такие нюансы и решить,что такова и была задумка художника,решить,что картины на самом деле тусклые и решены какого-то нового цветового решения или специального свечения сбоку - что,кстати,было одно из отличительных черт манеры Караваджо!
Очень жаль,что наши государственные музеи не понимают,что нужно работать грамотно и поддерживать статус Государственного Музея,каждый раз совершенствуя его,внося какие-то поправки,которые сделают из музея место,в которое буду стремиться толпы народа,желая насладиться высоким искусством в удобных условиях,не сталкиваясь ни с какими преградами!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить