Москва
7.9

Выставка
Валентин Серов. Линия жизни

Серов-наблюдатель: графика из запасников Третьяковки

В 1905 году из окон Императорской академии художеств Серов наблюдал расстрел матросов. Наблюдения, сделанные сквозь окна, легли на талант рисовальщика, остро ухватывавшего черты аристократок и богачек, а точнее всего — их собачек (опять же, известное наблюдение о том, что в серовских портретах мелкие животные всегда карикатурно отражают характер хозяек). Тот же карандаш, что прочертил линию шеи, переходящую в линию плеча, балерины Карсавиной, чертил и связанные в снопы ружейные штыки в «Видах на урожай 1906 года».

  • Валентин Серов. Линия жизни – афиша
  • Валентин Серов. Линия жизни – афиша
  • Валентин Серов. Линия жизни – афиша
  • Валентин Серов. Линия жизни – афиша
  • Валентин Серов. Линия жизни – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
7 декабря 2011
Серов — наблюдатель: графика из запасников Третьяковки

Все качества художника с расстояния в несколько лет начинают казаться связанными — непреодолимая тяга искусствоведов к обобщениям. Например, спустя сто лет невооруженным взглядом видно, что гражданственность Валентина Серова напрямую связана с его наблюдательностью, наблюдательность — с талантом рисовальщика, талант рисовальщика — с талантом портретиста, талант портре­тиста — с талантом анималиста, талант анималиста — с талантом карикатуриста, а талант карикатуриста, в свою очередь, — опять же с гражданственностью.

Например: в 1905 году из окон Императорской академии художеств Серов наблюдал расстрел матросов. Увиденное из окон академии заставило художника из этой академии выйти — не на улицу, а из состава академиков. Наблюдения, сделанные сквозь окна, легли на талант рисовальщика, остро ухватывавшего черты аристократок и богачек, а точнее всего — их собачек (опять же, известное наблюдение о том, что в серовских портретах мелкие животные всегда карикатурно отражают характер хозяек). Тот же карандаш, что прочертил линию шеи, переходящую в линию плеча, балерины Карсавиной, чертил и связанные в снопы ружейные штыки в «Видах на урожай 1906 года». Между сдержанной наблюдательностью реалиста и преувеличенностью вихляющих контуров модерна чуткий к стилистическим колебаниям художник балансирует в «После усмирения». Николай II, которого таким милым скромником художник написал в 1900 году, в 1905 с ракеткой для лаун-тенниса под мышкой раздает ордена участвовавшим в подавлении мятежей солдатам на фоне штабелей из трупов. Интересно посчитать, сколько штрихов понадобилось рисовальщику, чтобы передать этот длинный политический месседж. Буквально три самые известные карикатуры времен первой русской революции сделали Серова одним из центральных персонажей сатирической графики того времени. Еще Третьяковка вытащит из запасников и темперы, и акварели, карандашные и угольные портреты, рисунки к басням, исторические фантазии, анималистические зарисовки — чтобы можно было посмотреть и увидеть, как все на самом деле связано.

12
0

Отзывы

9
Светлана Семёнова
33 отзыва, 126 оценок, рейтинг 57
25 февраля 2012

Всем поклонникам творчества великого художника обязательно понравится выставка. И даже не потому, что на ней собраны великолепные акварельные и карандашные рисунки мастера. Просто сами залы галереи словно окутаны чудным серовато-туманным воздухом, который, как мне кажется, присутствует на всех картинах В.А. Серова.

4
0
7
Юлия Есёк
49 отзывов, 128 оценок, рейтинг 38
11 января 2012

В общем-то неплохая, качественная выставка. Графика представлена в отдельном зале. Техники разные, сразу видно Серова-экспериментатора. Безусловно, он мастер, профессионал, но по моему глубокому убеждению, графика, она в исполнении проще живописи, но это замечание незначительно. А значительно то, что в общем-то какого-то сильного впечатления выставка на меня не произвела, т.к. ну нет глубины, что ли… ну не сравнятся картины Серова с картинами Ге, Левитана, Айвазовского или Врубеля…
Но сходить можно… тока третьяковка делает «все для людей» и работает в тоже время, как и большая часть своих посетителей – только выходные остаются. Студентам, кстати, вход беспл.

пс: когда рассказывала по телефону друзьям, что иду на Серова, муж каждый раз начинал голосить: «Лепестками белых рооооз я наше ложе застелююююю…»

3
0
9
Параскева Пятница
34 отзыва, 56 оценок, рейтинг 33
30 апреля 2012

Замечательная, изысканная выставка, более тесно знакомящая нас с Серовым - графиком. Выставка позволяет заглянуть в творческую "кухню" художника и увидеть, как рождалась та самая быстрая, лёгкая линия, изгиб которой сразу схватывал образ модели. Выставка очень хорошо и интересно составлена. Первый зал знакомит нас с самим художником - это автопортреты художника и портреты, выполненные его учениками и друзьями. Дальше вся графика скомпонована по темам и раскрывает Серова - театрального декоратора, Серова - блестящего портретиста (в портретах будто оживает вся эпоха), Серова - хорошего преподавателя, тщательно работающего над натурой вместе со своими учениками. И, конечно же, темы истории Российской, темы Петра и темы истории и мифологии древней Греции, волновавшие художника, тоже широко представлены на выставке. И широкий выбор техник: от угля до акварели.
Помимо этого, на примере графических работ Серова очень хорошо видно, как стиль модерн постепенно проникал в графику современных мастеров.
Замечательно, что Третьяковская галерея иногда открывает свои графические запасники, чтобы показывать такие интересные, камерные и по-домашнему уютные выставки.

0
0
9
Varik Durtsova
2 отзыва, 6 оценок, рейтинг 0
19 марта 2012

Прекрасная выставка графики и эскизов! Зал живописи входит в число постоянных экспозиций Третьяковской галереи.

0
0
9
Bolotov Igor
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 0
17 декабря 2011

Валентин Серов имя которое должно получить большую известность.
Мне очень импонирует техника художника.
Очень рекомендую всем для посещение. Другое дело, что не все работы однозначно будут приняты профессионалами

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все