Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Выставка
Люди и город

Как вам выставка?

Отзывы

9
trashn_x
1 отзыв, 3 оценки, рейтинг 2
15 ноября 2011

От посещения выставки осталось приятное послевкусие и множество образов — именно так и должно завершаться путешествие, пусть и небольшое. Выставка воспринимается как целостное пространство — пространство города, по которому посетитель совершает прогулку. Здесь привычные перегородки, разделяющие помещение, превращаются в некие условные архитектурные знаки, которые, перекликаясь с архитектурой самого цеха — с его кирпичными стенами и сводами, создают целостную атмосферу. Местами в этих условных стенах пробиты окна, через которые открывается новый вид, великолепная перспектива на архитектурные фантазии и урбанистические пейзажи.
Пространство выставки концептуально делится на зоны — это деление чёткое и логичное, с одной стороны, с другой же, переход от зоны к зоне осуществляется плавно, постепенно перетекая от одного к другому. При этом каждая отдельно взятая работа интересна не только в общем контексте, но и сама по себе. Есть работы, относящиеся к первой половине ХХ века (великолепная живопись и классическая фотография), но в основном, конечно, представленные произведения современны, а потому, в своём выборе средств или в постановке проблемы, актуальны.
Войдя в зал, первым, что я увидела был самолёт — именно с него чаще всего и начинается путешествие. Затем экспозиция разворачивается, подобно видам из окон этого самого самолёта. Фотографии города с высоты птичьего полёта чередуются с планами и схемами. Всё это — некая подготовка к знакомству с городом, момент предвкушения и ожидания, который мы переживаем в пути. И вот, перед нами простирается уже и сам город. Сначала вы видим лишь отдалённые очертания, затем общую застройку, пока наконец не начинаем различать отдельные постройки, необычные здания, притягивающие наш взгляд. На всём протяжении пути через городскую застройку нас ведут от общего частному, и это движение прослеживается от работы к работе — будь то фотография или живопись. Разнообразие техник лишь усиливает ощущение богатства образов и впечатлений, точек зрения и взглядов, которое должно возникать от прогулки по городу. То же относится и к отсутствию хронологической последовательности, характерному как для выставки, так и для реальной городской среды, где особняки эпохи модерна или старые крепостные стены нередко стоят бок о бок с новостройками. Что-то кажется знакомым, что-то — новым и необычным — так и каждый город в чём-то похож на другой, оставаясь при этом уникальным.
Уже подходя к концу зоны, знакомящей нас с архитектурой города, мы начинаем замечать первые человеческие фигурки — сначала крошечные и незначительные в сравнении с монументальной архитектурой, потом — всё больше и больше, и наконец, мы входим в зону, посвящённую жизни улиц. Работы этой части выставки очень разнообразны — это и фотографии Барбары Клемм, в которых запечатлено соотношение человека и окружающей его действительности, это и глубоко психологичные снимки Анри Картье-Брессона, и трогательная документация Виджи, и фотографии людей в их массе. Тема человека перетекает в тему его жизни в городском пространстве — как деловой, так и культурной, и эта тема раскрывается в произведениях, посвящённых театру, катанию на лодках, маскараду. И вот, продвигаясь дальше по выставке, мы видим окна — работу Александра Бродского, которые позволяют нам заглянуть в пространство дома. Оно представлено фотографией людей, играющих в монополию, и забавным видеорядом, где события разворачиваются вокруг телефона — предмета, объединяющего разрозненные кадры из многочисленных кинолент.
И, наконец, последняя зона — воображаемый город. Всё время, пока мы обходили выставку — зону за зоной, мы могли подглядывать в его пространство через многочисленные окна в стенах. Реальный мир соприкасается с миром нереальным, они идут рука об руку — ассоциации порождают новые образы, а мостовые городов хранят воспоминания о неосуществлённых проектах и человеческих фантазиях. До сих пор этот сокровенный мир лишь мелькал среди городских пейзажей. Теперь, наконец, мы можем войти в его тёмное (стены этой зоны чёрные, в отличие от белых стен остальных зон выставки), сонное пространство, в этот тайник человеческой мысли, мир подсознательного, в котором сосуществуют мечты и ночные кошмары. Некоторые произведения, как работа де Кирико, восходят к традиции утопических городов ХХ века. Другие говорят о том, что прогресс и урбанизация могут обернуться страшным сном, историей с печальным финалом. Самой лёгкой и оптимистичной является работа Питера Блейка. Именно в ней мы находим мечтательный и светлый образ города, город-ностальгию.
Идя к выходу, мы снова возвращаемся к самолёту. Путешествие завершилось, как и началось, оставив множество воспоминаний. Коллекция банка действительно очень богата, особенно если представить, что это — лишь малая её часть. Особенно понравились фотографии Анри Картье-Брессона и Виджи, пейзаж Оскара Кокошки, руинированный город в разделе «Воображаемый город» и, конечно, де Кирико.
Конечно, у выставки есть и свои недоработки - без них не обойтись. Очень обидно, что не удалось послушать экскурсию — я уже уходила, а она только началась: как оказалось, по выходным проводятся бесплатные экскурсии, так что остаток пути до метро я вышагивала, кусая локти. Но за тщательно продуманную концепцию, интересные работы и целостный образ ставлю 5 звёзд.

2
0
5
Иришка Fox
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 13
31 октября 2011

Если апеллировать к названию, то часть "город" понравилась всяко больше части "люди".
Хотя и с городом не всегда было понятно. Видимо, пафос современного искусства в том, что автор перекладывает ответственность на смотрящего (конечно, искусство - это диалог), но! - когда автор просто отказывается при этом думать сам.. тут уже нет слов.

Стоит отметить (что не преминёт сделать каждый) классиков фотографии - чего стоит продавщица лимонов или люди на переходе.

Концепция идеального города также оставила много вопросов - где это видано, чтобы идеалом была разруха (увидите - поймёте).
Ну и люди, и эта наскальная живопись, и карта созвездий...

При том, что тексты-комментарии к зонам выставки довольно внятные (хотя и не на всякую публику явно рассчитанные) - про рутинность и ритм больших городов, социальные функции города и прочая... тексты, в таком случае, не вполне были раскрыты экспозицией.

1
0
7
Наталья Черных
63 отзыва, 69 оценок, рейтинг 41
24 сентября 2012

Любопытная выставка. Хотя особых прорывов и нет, но она интересна многообразием и разнообразием работ. При входе – репортажные фото. В основе напряженные, трагические сюжеты. Одна Чечня чего стоит. Задевает сразу. Наряду с психологически построенными образами есть достаточно поверхностные (побольше надрыва, крови подпущено). Но и этот метод имеет право быть. Главное, чтобы чужая боль не смаковалась, а переживалась.
Симпатичный архивный раздел, в котором акцент сделан на видовые снимки.
Удивляют работы большинства «молодых художников»: дети с вселенской скорбью на лицах, несчастные старики, обшарпанные интерьеры, загаженные улицы, рваные шляпы, человеческие тела, свернутые в противоестественные узлы. Не думаю, что у всех этих «молодых» людей жизнь столь беспросветна, но в творчестве тенденция просматривается.
Те же сюжет встречаются и у художников (и наших, и иноземных), выставленных в других разделах выставки, но как-то без чернухи, все-таки они оставляют зрителю надежду. Кто-то играет с цветом, сдержанно приглушенным или крупными пятнами. Где-то картинка геометрична, а где-то зыбко расплывчата. Некоторые авторы рассказывают о жизни с юмором, а некоторые строят образ на символических ассоциациях, другие ищут выразительность в сюре или формализме. В конечном итоге, важно, что художник несет зрителю, а как он это делает – это уже его кухня.
Н. Черных

0
0
5
Барт Малеев
1002 отзыва, 1034 оценки, рейтинг 1820
16 ноября 2011

После посещения выставки меня не оставляет мысль, что эту коллекцию собирали люди предпочитающие "деревню" (в концептуальном, образном смысле). Мне их "город" не очень понравился. Уж очень он у них получился урбанистический, попросту - мало зелени. "Люди" - да. Особенно фото ресторана Блоссом и Синагога. Из живописных работ на меня приятное впечатление произвел "Пейзаж" автора с итальянской фамилией. Строго говоря, я подозревал, что результат будет слабее ожидания, но так всегда бывает, когда слишком много рекламы. РадиоДжаз - в последнее время несколько избыточно в этом смысле... Справедливости ради (человек должен творить справедливость, не так ли) хочу обратить внимание на интересное решение с организацией центрального пространства - с окнами и темными стенами. Глядя на фото или картины с одной или другой стороны, возникает немного другое восприятие. А не сходить ли на выставку Н. Ге?

0
0
7
Ana Smidtana
6 отзывов, 113 оценки, рейтинг 5
14 ноября 2011

Люблю Винзавод за пространство, точнее площадку, обладающую потенциалом для хороших выставок.
Сама выставка "Люди и город" напомнила о том, что мы являемся обитателями больших мегаполисов, которые находятся в постоянном движении и стремятся к расширению. Мне понравились работы Анри Картье Брессона и Барбары Клемм, очень понравилась фотография какого-то румынского города, где на первом плане семейный завтрак на крыше дома, а на фон, полуразрушенный дом, очень захотелось туда.Хотя много где проскальзывает мысль о "слиянии",наверное именно эта фотография показывает, что несмотря на то, что город является пристанищем толпы, каждый из многочисленных жителей может быть особенным, уникальным.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все