Москва
8.4

Выставка
Что есть истина? Николай Ге

Юбилейная ретроспектива и приуроченная к ней ­премьера корпуса графики

На выставке к 180-летию одного из самых суровых духовидцев русской живописи впервые выставят его рисунки, только в этом году выкупленные у швейцарского коллекционера. Большое событие, ведь Ге-график едва ли не своеобразнее Ге-живописца — в том самом «экспрессионистическом» смысле. Быть может, современная любовь к этой голой скале русского духовидения начнется именно с малых — всегда более острых и выразительных — форм.

  • Что есть истина? Николай Ге – афиша
  • Что есть истина? Николай Ге – афиша
  • Что есть истина? Николай Ге – афиша
  • Что есть истина? Николай Ге – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
12 октября 2011
Юбилейная ретроспектива и приуроченная к ней премьера корпуса графики

Николай Ге относится к тем значительным русским именам второй половины XIX века, которые очень сложно любить. Он продолжал дело самого аскетичного отечественного художника, Александра Иванова: талант и мастерство на алтарь идеи — и без баловства. «Бывает сердце так сурово, что и любя его не тронь» — если немного переделать эту фразу, получится суровое сердце, которое и полюбить нельзя. Понять, оценить — можно, а любовь — это уже другое, слишком мягкое для этих бескомпромиссных праведников чувство.

Ге с Ивановым объединяет свойственное именно отечественной живописи XIX века иссушающее желание найти в Писании самый главный, единственный сюжет, в котором выразятся все и сразу проклятые вопросы. Для Иванова, разумеется, таким сюжетом был момент появления Мессии перед народом. Для Ге — момент неправедного суда, обвинения и смирения перед обвинением. Царевич Алексей перед Петром, Христос перед Пилатом. Проблематика для нас не чуждая, но все же слишком тяжеловесная — и хотя критический реализм и передвижничество снова входят в моду, искания Ге, нагруженные выстраданным, ­вымученным символизмом, отталкивают и не дают подойти поближе. Если Ге и тащат в современность, то как «запретное искусство», с одной стороны, и как предтечу модернизма — с другой. Тут имеется в виду его знаменитый, почти «экспрессионистический» стиль евангельского цикла, который он выработал к 1890-м годам и который привел к неприятностям со Святейшим синодом и к снятию полотен с экспозиций. «Картина отвратительна» — прекрасный ­комплимент от Александра III, реакционера. Работы Ге не нравились не только царю, но и Третьякову, который купил их в коллекцию неохотно, по настоянию Льва Толстого.

Но на выставке к 180-летию, возможно, найдется новый подход к художнику: впервые выставят его рисунки, только в этом году выкупленные у швейцарского коллекционера. Большое событие, ведь Ге-график едва ли не своеобразнее Ге-живописца — в том самом «экспрессионистическом» смысле. Быть может, современная любовь к этой голой скале русского духовидения начнется именно с малых — всегда более острых и выразительных — форм.

3
0

Отзывы

9
asho
2 отзыва, 16 оценок, рейтинг 1
3 января 2012

Нам с женой повезло. После входа на выставку мы повернули не в ту сторону, и сразу увидели проекцию картины "Распятие Христа". Эта картина стала последней на художественном и жизненном пути Николая Ге. Осмотрев выставку целиком, мы поняли, что она же явилась кульминацией его жизни.

Эта выставка - замечательное событие. Замечательное тем, что к юбилею художника на Родину возвращена женевская коллекция его рисунков. Замечательное еще и тем, что вместе представлены различные периоды творчества, а с помощью рисунков и его творческих поисков.

Выставка так хорошо оформлена, что вам не понадобится комментарий экскурсовода или аудиогида. К тому же, я заметил, что экскурсоводы позволяют себе просто-напросто менять причины и следствия местами. Например, обвинять Л.Н.Толстого в том, что увлекшись его идеями, Николай Ге несколько лет практически не работал. Это утверждение я услышал как раз перед стендом, где напечатано воспоминание дочери Толстого о том, что Ге находился в периоде кризиса, и из-за этого не мог работать несколько лет. И только после встречи с Толстым он вновь обрел смысл и желание работать.

А вот читать подписи к картинам и рисункам очень советую. Они бережно подобраны из воспоминаний о Н.Ге, его собственных. Когда же мы подходим к разделу "Ге и Толстой", а позже "Страстному циклу", все чаще встречаются цитаты из Евангелий. ге пишет карины на евангельские сюжеты, осмысливает поступки и смысл последних дней Христа. Благодаря комментариям к картинам и рисункам искусство Ге раскрывается как настоящее воплощение культуры - культа Света. Категории не только художественной, но и нравственной.

Наверное, именно за нарушение канонической трактовки Евангелий и были запрещены цензурой картины Ге. Так же, как и издание его друга Л.Н.Толстого "Краткое изложение Евангелий". Гении нашей культуры покушались на монополию Церкви на толкование учения Христа. Николай Ге избежал анафемы, Толстой, как мы знаем, нет.

Сейчас слышны разговоры о том, что анафема Льва Толстого теоретически может быть снята. О снятии монополии церкви на связь с человека с Богом пока речи не идет. Но истинное искусство не нуждается в цензуре. А что есть истина?

5
0
7
mojjet
172 отзыва, 173 оценки, рейтинг 113
27 октября 2011

Когда видишь в такой полноте наследие Николая Ге, поневоле задумаешься, как по разному развиваются творческие личности. Кто-то последователен, кто-то скачет с одного на другое, а кто-то...

"Ранний" и "средний" Ге - ничем не примечателен, стандартен, скучен. У него даже светлые итальянские пейзажи не радуют. Портреты - точно фотографические. Он - мастеровитый, посредственный ремесленник, вымуштрованный Академией.

Но вдруг, в 1880-ые он встрепенулся, сбросил с себя груз прежнего опыта, и на закате жизни (а умер он в 1894 году) выдал целую серию выдающихся вещей. До того у него только в эскизах проскальзывало что-то живое. Но теперь Ге научился не убивать эту жизнь, а наоборот, поддерживать её и развивать.

Так родился библейский цикл - здесь и жутко-документальное "Распятие", и экспрессивно-символическая "Голгофа", и спокойно-философическое "Что есть истина", и кроваво-ужасный "Суд синедриона", и пронзительно-пустая "Совесть"...

Наверное, он и сам остро чувствовал чудовищный разрыв между собой новым и старым, иначе не стал бы писать "..истину" поверх прежнего, 1879 года, "Милосердия", а ведь оно тоже было на библейский сюжет. Не пожалел, написал (это недавно установили с помощью рентгенограммы) - не мог, не хотел видеть свою слабость.

Какой прекрасный конец для художника - оторваться от земли и полететь, высоко-высоко, в самый зенит, и забыть обо всём, и всё вспомнить.

4
0
9
Юлия Есёк
49 отзывов, 128 оценок, рейтинг 38
2 декабря 2011

Просто восхитительная выставка. Ге-ге-ге-гений. Раскрылся для меня совершенно с неожиданной стороны. Качественный и оригинальный живописец.
Интересна техника эскизов к его неосуществленным работам: он пишет маслом, а краски... как бы сказать... прозрачные, и создается впечатление, что картина написана акварелью. оч. интересная техника - никогда такую не встречала.
Пойду еще раз

Сходила еще раз. И есть что добавить. По истине, многогранный мастер. Каждый найдет в Ге что-то для себя: здесь и прекрасные итальянские пейзажи, и фотографические портреты, и историческая тематика и, конечно, религиозная. Художник - просто высококлассный мастер, а в конце жизни его творчество вышло на качественно новый уровень: добавился глубокий смысл. Его последние работы мой муж сравнил с фильмом Мела Гибсона "Страсти Христовы" и это определение наиболее точное.
Советую обязательно зайти на второй этаж - там рентгенограммы некоторых работ Ге, много познавательного узнаете.
Советую, не брать аудиогид, а читать то, что рядом с картинами написано - там больше информации
Интересен дружеский союз Ге, Толстого и Пастернака
И вот еще один интересный момент. Последняя неоконченная работа Ге - "Распятие" - была написана в 2-х экземплярах, одну Россия выкупила у музея "Орсе", другая пропала. В 1994 году швейцарский коллекционер обратился в наше министерство культуры с предложением выкупить у него эту картину, предложение было проигнорировано, и картина вновь исчезла. Так вот. Если не возвращаться к выходу из залов тем же путем, а пройти коротким к выходу, то там стоит проектор, который показывает черно-белую фотографию этой картины. Нас с мужем это изображение просто поразило - мы стали, как вкопанные, раскрыв рты. Объясню. Когда смотришь на картину, ты видишь мазки, неравномерности и проч и создается впечатление, что ты смотришь на картинку - продукт чьего-то воображения. Здесь же была фотография, да и к тому же ч/б! Это была фотография распятых на крестах реальных людей! Поразительно! Невероятно! хотя и неприятно...

Прекрасная и замечательная выставка! Советую сходить обязательно!

3
0
9
Inna V
81 отзыв, 240 оценок, рейтинг 181
2 августа 2014
ФЕНОМЕНАЛЬНО. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО. ГЕНИАЛЬНО


Необыкновенно техничные и точные карандашные эскизы, поражающие восприятие своей удивительной живостью портреты и ошеломляющие невероятным масштабом и сногсшибательной энергетикой работы "Страстного цикла"!
Великолепная выставка! Настоятельно рекомендовано к просмотру всем!

1
0
9
dronare x
41 отзыв, 115 оценок, рейтинг 54
1 февраля 2012

В восторге от выставки. Ге всё-таки - один из главных русских живописцев девятнадцатого века. Нужно обязательно увидеть три его самых главных (из сохранившихся) шедевров вместе, рядом. Выставка организована на очень хорошем академическом уровне. Комментарии к картинам интересные. Сходить стоит обязательно.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все