Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Выставка
Бесконечная Татлин чаша великого...

Невыразимая чудаковатость авангарда

Одна из страннейших фигур русского авангарда, Владимир Татлин хоть и принадлежит к одному из самых с виду рационалистических течений в искусстве — конструктивизму, тем не менее далек от рациональности. Его контррельефы, костюмы-нормали (одежда для новых граждан) и многое ­другое «визионерство» — сплошь высокая художе­ствен­ная интуиция и напряженное внимание к фактуре реальной вещи. Если для обэриутов «искусство — это шкаф», то для Татлина — крашенная белой краской дверь.

  • Бесконечная Татлин чаша великого... – афиша
  • Бесконечная Татлин чаша великого... – афиша
  • Бесконечная Татлин чаша великого... – афиша
Живопись, Графика, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
27 сентября 2011
Невыразимая чудаковатость авангарда

Сверхсовременность Татлина (которая, правда, оспаривалась иногда производственниками, считавшими его знаменитый «Памятник III Интернационалу» уступкой эстетизму) провоцирует на то, чтобы представить его в наши дни. Наверное, им интересовались бы международные кураторы и называли бы словечком «визионер». Визионеры — это те, которые как бы могут грезить о будущем. Сейчас это очень ценится, и можно предположить, что Татлин бы был звездой интернет-конференций — а еще обязательно выставился бы c какой-нибудь крупной инсталляцией в Турбинном зале Tate Modern, и нам бы было все с ним понятно. Но, к счастью, он не жил в наше время, и его страннейшую фигуру (по странности с ним могут соперничать только Филонов и Малевич) мы видим не глазами какого-нибудь куратора, а восхищенными и тоже довольно стран­ными глазами его личного представителя и прижизненного интерпретатора — искусствоведа Николая Пунина. Есть свое очарование в дурацком, в общем-то, названии выставки, цитате, выхваченной из пунинского письма к жене: «Бес­конечная Татлин чаша великого, не выпить не только ему — одному поколению, чудак». Действительно, хотя Татлин принадлежит к с виду рационалистическому направлению авангарда — конструктивизму, он очень далек от рациональности. Он весь — чувство, материал, высокая художественная интуиция: «Я с Меерзоном дверь видел в Петергофе, белая, простая дверь… Белая, как фарфоровая поверхность. Меерзон, так тот весь день молчал, а вечером сказал: «А я знаю, как дверь выкрашена», — вот и искусство». Отношение к искусству как крашеной двери — то есть напряженное внимание к фактуре реальной вещи — определяет сложность реконструкции татлинских работ, которых погибло очень много (особенно это касается его знаменитых пространственных контррельефов). Но Третьяковка берется за их воссоздание, и на выставке, где покажут 60 работ лучшего татлинского периода — с 10-х по 30-е годы, — можно будет увидеть и их, и подлинную живопись, и эскизы костюмов-нормалей (форма одежды для новых граждан), и многое другое, никогда не понятное до конца «визионерство», пытаясь вы­разить которое Пунин вынужден был переходить на формулы и уравнения — настолько недостаточны были для чудака Татлина слова.

5
0

Отзывы

5
Екатерина Грошникова
22 отзыва, 720 оценок, рейтинг 21
16 ноября 2011
Предельно куцый Татлин


Сложно оценивать выставку, в которой практически нет экспонатов. Ею занят один зал (№13), в котором представлены эскизы костюмов и декораций к Глинке и Хлебникову. Немного живописи. Рисунки обнаженной натуры. Две модели санок. Это, собственно, и все. Остальные экспонаты, которых тоже немного, это копии работ Татлина, по фотографиям реконструированные пензенскими студентами. Одежда, контррельефы, памятник III Интернационалу.
В постоянной экспозиции в зале №8 есть два подлинных убедительных уверенно-смелых контррельефа, после просмотра которых старательные ученические современные копии выглядят втройне бледно.

1
0
5
skojaren
8 отзывов, 383 оценки, рейтинг 4
25 февраля 2012

В честь 125-летия Татлина можно было, наверное, привезти его работы и из других городов и даже стран.
Мало!

0
0
5
Мария Казакова
107 отзывов, 166 оценок, рейтинг 102
28 ноября 2011

Я очень люблю творчетсво Татлина. Очень. Эти его полукружия и лаконичность - это потрясающе и ни на кого не похоже.

Но выставка разочаровала.

Она занимает всего один зал, и самые яркие работы - это как раз те, что находятся в постоянной экспозиции Третьяковки, те, которые мы видели много раз при посещении любимого музея.
Остальное - эскизы костюмов к спектаклям, наброски... Живописи практически нет.

Нет, мне, как любителю этого художника, было интересно посмотреть и на его быстрые зарисовки - на то, как он ловко своими фирменными дугами рисует людей и разные предметы :)
Но хотелось и ждалось большего.

0
0
7
Ирина Сироткина
52 отзыва, 56 оценок, рейтинг 39
25 ноября 2011

«Летающий Татлин» (сокращенно «Летатлин») - так назвали махолет, который худжник мастерил почему-то - в башне Новодевичьего монастыря. Сын орловского дворянина Евграфа Татлина и поэтессы Надежды Барт (родители познакомились, когда Надежда читала над могилой поэта Полонского свои стихи) в 14 лет покинул отчий кров и нанялся юнгой на судно. Учился в художественном училище, а летом подрабатывал матросом в Одессе (посмотрите на его моряков, рыбаков и рыб). Грамоту знал не шибко, на афише писал «драММатический» и «учаВствовал», но зато так играл на бандуре и пел народные песни, что на выставке ремесел в Берлине получил премию. На эти деньги он съездил в Париж, задружился там с Пикассо и вывез идею контр-рельефов. Выставил свои «живописные рельефы» в мастерской на Остоженке, 37 (дом сохранился - там теперь мужская парикмахерская «Авель»). Влюбившись в фактуру и «материал», он бросил живопись; придумал лозунг «через раскрытие материала к новой вещи» и стал одним из первых дизайнеров авангарда. Оформлял «Зангези» Хлебникова (реконструкции фигурин можно видеть на выставке), и Хлебников пригласил его в председатели Земного Шара. Себя Татлин называл не художником, а конструктором: конструировал чайные сервизы и прозодежду, знаменитый памятник III Интернационалу и катафалк Маяковского, павильон «Животноводство» и тот самый махолет. Махолет должен был работать на мускульной силе, но так и не заработал, и Татлин не взлетел, как Икар, - но и не разбился. Женился на танцовщице-пластичке Корсаковой-Рудович, родил сына Владимира. Сын погиб на войне, а старший Татлин остался -- хотя бы в виде скульптуры Сарры Лебедевой «Сидящий Татлин». Сидит худющий, как конструкция из корабельных мачт, и то ли о море мечтает, то ли конструирует новую неслыханную еще вещь.

0
0
7
mojjet
172 отзыва, 173 оценки, рейтинг 113
27 октября 2011

Татлин, конечно, весь из того времени, пропитан духом авангарда, футуризма или даже вернее - будетлянства, как называл это движение Велимир Хлебников. Полёт фантазии, кипение мысли, полная свобода выражения самых нелепых, казалось бы, вещей.

Если вам это близко - вдохните. Если нет - так и не надо, идите мимо, и чёрт с ним.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все