Выставки Москвы

Выставка Бесконечная Татлин чаша великого..., Москва
Третьяковская галерея на Крымском Валу, 5 октября 2011 – 26 февраля 2012

6.2

Невыразимая чудаковатость авангарда

Одна из страннейших фигур русского авангарда, Владимир Татлин хоть и принадлежит к одному из самых с виду рационалистических течений в искусстве — конструктивизму, тем не менее далек от рациональности. Его контррельефы, костюмы-нормали (одежда для новых граждан) и многое ­другое «визионерство» — сплошь высокая художе­ствен­ная интуиция и напряженное внимание к фактуре реальной вещи. Если для обэриутов «искусство — это шкаф», то для Татлина — крашенная белой краской дверь.

Место проведения

Третьяковская галерея на Крымском Валу
Авангард и соцреализм
В залах на Крымском Валу планировали разместить Государственную картинную галерею СССР — собрание искусства советского периода, а Третьяковка должна была оставаться музеем искусства досоветского. Но в 1985 году Государственную картинную галерею присоединили к Третьяковской — и помещение на Крымском перешло к Третьяковке. Большую часть этой площади обычно использовали под запасники, а экспозиции были сменными. В последнее время на двух этажах развернута постоянная выставка — «Искусство XX века». Для школьников работает мастерская.
телефон+7 (495) 957 07 27
адрес
ценаВход 200–500 р., для детей до 18 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьТретьяковская галерея

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
отзывы:
105
оценок:
0
рейтинг:
592

Невыразимая чудаковатость авангарда

Сверхсовременность Татлина (которая, правда, оспаривалась иногда производственниками, считавшими его знаменитый «Памятник III Интернационалу» уступкой эстетизму) провоцирует на то, чтобы представить его в наши дни. Наверное, им интересовались бы международные кураторы и называли бы словечком «визионер». Визионеры — это те, которые как бы могут грезить о будущем. Сейчас это очень ценится, и можно предположить, что Татлин бы был звездой интернет-конференций — а еще обязательно выставился бы c какой-нибудь крупной инсталляцией в Турбинном зале Tate Modern, и нам бы было все с ним понятно. Но, к счастью, он не жил в наше время, и его страннейшую фигуру (по странности с ним могут соперничать только Филонов и Малевич) мы видим не глазами какого-нибудь куратора, а восхищенными и тоже довольно стран­ными глазами его личного представителя и прижизненного интерпретатора — искусствоведа Николая Пунина. Есть свое очарование в дурацком, в общем-то, названии выставки, цитате, выхваченной из пунинского письма к жене: «Бес­конечная Татлин чаша великого, не выпить не только ему — одному поколению, чудак». Действительно, хотя Татлин принадлежит к с виду рационалистическому направлению авангарда — конструктивизму, он очень далек от рациональности. Он весь — чувство, материал, высокая художественная интуиция: «Я с Меерзоном дверь видел в Петергофе, белая, простая дверь… Белая, как фарфоровая поверхность. Меерзон, так тот весь день молчал, а вечером сказал: «А я знаю, как дверь выкрашена», — вот и искусство». Отношение к искусству как крашеной двери — то есть напряженное внимание к фактуре реальной вещи — определяет сложность реконструкции татлинских работ, которых погибло очень много (особенно это касается его знаменитых пространственных контррельефов). Но Третьяковка берется за их воссоздание, и на выставке, где покажут 60 работ лучшего татлинского периода — с 10-х по 30-е годы, — можно будет увидеть и их, и подлинную живопись, и эскизы костюмов-нормалей (форма одежды для новых граждан), и многое другое, никогда не понятное до конца «визионерство», пытаясь вы­разить которое Пунин вынужден был переходить на формулы и уравнения — настолько недостаточны были для чудака Татлина слова.

Отзывы пользователей о выставке «Бесконечная Татлин чаша великого...»

Фото Schefflera
отзывы:
22
оценок:
745
рейтинг:
22
5

Предельно куцый Татлин
Сложно оценивать выставку, в которой практически нет экспонатов. Ею занят один зал (№13), в котором представлены эскизы костюмов и декораций к Глинке и Хлебникову. Немного живописи. Рисунки обнаженной натуры. Две модели санок. Это, собственно, и все. Остальные экспонаты, которых тоже немного, это копии работ Татлина, по фотографиям реконструированные пензенскими студентами. Одежда, контррельефы, памятник III Интернационалу.
В постоянной экспозиции в зале №8 есть два подлинных убедительных уверенно-смелых контррельефа, после просмотра которых старательные ученические современные копии выглядят втройне бледно.

Фото skojaren
отзывы:
8
оценок:
381
рейтинг:
3
5

В честь 125-летия Татлина можно было, наверное, привезти его работы и из других городов и даже стран.
Мало!

Фото Marylyn
отзывы:
100
оценок:
136
рейтинг:
84
5

Я очень люблю творчетсво Татлина. Очень. Эти его полукружия и лаконичность - это потрясающе и ни на кого не похоже.

Но выставка разочаровала.

Она занимает всего один зал, и самые яркие работы - это как раз те, что находятся в постоянной экспозиции Третьяковки, те, которые мы видели много раз при посещении любимого музея.
Остальное - эскизы костюмов к спектаклям, наброски... Живописи практически нет.

Нет, мне, как любителю этого художника, было интересно посмотреть и на его быстрые зарисовки - на то, как он ловко своими фирменными дугами рисует людей и разные предметы :)
Но хотелось и ждалось большего.

Фото Ирина Сироткина
отзывы:
53
оценок:
53
рейтинг:
39
7

«Летающий Татлин» (сокращенно «Летатлин») - так назвали махолет, который худжник мастерил почему-то - в башне Новодевичьего монастыря. Сын орловского дворянина Евграфа Татлина и поэтессы Надежды Барт (родители познакомились, когда Надежда читала над могилой поэта Полонского свои стихи) в 14 лет покинул отчий кров и нанялся юнгой на судно. Учился в художественном училище, а летом подрабатывал матросом в Одессе (посмотрите на его моряков, рыбаков и рыб). Грамоту знал не шибко, на афише писал «драММатический» и «учаВствовал», но зато так играл на бандуре и пел народные песни, что на выставке ремесел в Берлине получил премию. На эти деньги он съездил в Париж, задружился там с Пикассо и вывез идею контр-рельефов. Выставил свои «живописные рельефы» в мастерской на Остоженке, 37 (дом сохранился - там теперь мужская парикмахерская «Авель»). Влюбившись в фактуру и «материал», он бросил живопись; придумал лозунг «через раскрытие материала к новой вещи» и стал одним из первых дизайнеров авангарда. Оформлял «Зангези» Хлебникова (реконструкции фигурин можно видеть на выставке), и Хлебников пригласил его в председатели Земного Шара. Себя Татлин называл не художником, а конструктором: конструировал чайные сервизы и прозодежду, знаменитый памятник III Интернационалу и катафалк Маяковского, павильон «Животноводство» и тот самый махолет. Махолет должен был работать на мускульной силе, но так и не заработал, и Татлин не взлетел, как Икар, - но и не разбился. Женился на танцовщице-пластичке Корсаковой-Рудович, родил сына Владимира. Сын погиб на войне, а старший Татлин остался -- хотя бы в виде скульптуры Сарры Лебедевой «Сидящий Татлин». Сидит худющий, как конструкция из корабельных мачт, и то ли о море мечтает, то ли конструирует новую неслыханную еще вещь.

Фото mojjet
отзывы:
171
оценок:
171
рейтинг:
103
7

Татлин, конечно, весь из того времени, пропитан духом авангарда, футуризма или даже вернее - будетлянства, как называл это движение Велимир Хлебников. Полёт фантазии, кипение мысли, полная свобода выражения самых нелепых, казалось бы, вещей.

Если вам это близко - вдохните. Если нет - так и не надо, идите мимо, и чёрт с ним.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить