Выставки Москвы

Выставка Марина Абрамович. В присутствии художника, Москва
Центр современной культуры «Гараж», 8 октября – 4 декабря 2011

7.2

Звезда мирового перформанса и 40 волонтеров

Волонтеры на выставке не вполне волонтеры — ­страдания, предписанные им великой и ужасной ­Абрамович, терпят за умеренную плату: лежат голышом под скелетом, стоят голышом в дверном проеме. Плюс к тому — документации всех важных свершений Абрамович за последние 40 лет.

Место проведения

Центр современной культуры «Гараж»
Лучшие выставки современного искусства в громадном конструктивистском гараже
Огромное выставочное пространство по лондонскому образцу с кафе и книжным магазином. Возможности «Гаража» безграничны: здесь случаются выставки художников такого масштаба, какой Москва еще не видела. Проходит также по категории «Уходящая натура»: летом «Гараж» переедет в парк Горького, а на его месте в 2013 году откроется самый большой в Европе Еврейский музей.
телефон+7 (495) 645 05 20
адрес
ценаВход 100–300 р.
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
отзывы:
105
оценок:
0
рейтинг:
592

Марина Абрамович едет в Москву

40 волонтеров выбрала Марина Абрамович, чтобы на глазах у всех за несколько дней до открытия выставки обучить их делать то, что, казалось бы, может только она. Терпеть, когда уже невмоготу, стоять, когда хочется сесть, сидеть, когда хочется встать, молчать, когда хочется говорить. Публично совершать акты, преисполненные мужества и требующие концентрации воли, — именно это восхищает в Абрамович и делает ее славу такой безусловной. Она делает жесты, которые выглядят эссенцией чистого беспричинного героизма. Ее преподавательское ноу-хау — учить людей делать вещи через силу в мире, где никто не хочет напрягаться.

Конечно, в каком-то смысле это будет вполне музейная ретроспектива. Не на пленке, не в записи, а в реальном времени, на живых людях можно будет увидеть знаменитые исторические перформансы Абрамович, принесшие ей славу в 70-х, — тот, в котором она лежала на полу голой под настоящим скелетом, или тот, где, опять же, нагишом стояла со своим соавтором и другом Улаем в дверном проеме, вынуждая публику проходить между ними. Плюс, разумеется, документация и артефакты. Вместе с тем, однако, складывается впечатление, что в «Гараж» едет не художник со своими произведениями, а какой-то всемирно известный целитель или маг (она правда обладает подозрительной способностью гипнотизировать своих интервьюеров). Абрамович любит поговорить о трансформирующей силе долгосрочных перформансов, о потоках энергии, восточных практиках, о загадочных переменах в сознании. Ей очень хочется доказать, что у вас в голове и правда что-то происходит, для этого она даже устроит «научный эксперимент», в котором могут поучаствовать все желающие. Сидеть напротив другого человека и играть в гляделки, пока хватит сил, с электронными датчиками на голове, фиксирующими ваши мозговые волны, — похоже на фокус с последующим разоблачением. Великая перформансистка зачем-то разоблачает самое себя: искусство, которому требуются псевдонаучные доказательства, — странная затея для женщины, которая может сделать произведение из одного своего присутствия.

5

Отзывы пользователей о выставке «Марина Абрамович. В присутствии художника»

Фото Ekaterina Zaytseva
отзывы:
1
оценок:
39
рейтинг:
10
3

никогда в жизни я еще не испытывала такое смешаное чувство: любопытство и желание побыстрее уйти, интерес и отвращение, какой-то странный восторг и столь же странная ненависть. а главное - непонимание. непонимание, почему это называвется искусством. непонимание, почему есть люди, которые не только верят в такое искусство, но и участвуют в нем. перформанс на грани? нет, скорее просто сумасшествие, притягивающее и отталкивающее одновременно.

что нужно, чтобы страть знаменитой? просидеть 736 часов на стуле, вырезать у себя на животе звезду, разрешить зрителям делать с собой все что хочешь, растопить своим телом ледяной крест, кричать до по тери голоса, прыгать пока не упадешь без сознания, а главное - придумать красочные, философские описания перфоменсам, чтобы придать смысл тому, где его вообщем-то и нет.

зачем играть в ножички с перочинными ножами? нет, конечно не ради забавы. это делается для того, чтобы объединить прошлое и настоящее в одном месте - в месте пореза на пальцах. и да, если вы не знали, то ошибки прошлого синхоронизированы с ошибками настоящего, и игра в ножички именно об этом.

зачем разрешать зрителям резать себя, втыкать в живот шипы розы, бить хлыстом и проделовать все что угодно со своим телом на протяжении 6 часов? чтобы почувствовать боль? чтобы найти грань между нормальные поведением человека и агрессивным? чтобы проверить свою выдержку? думаю, что можно придумать сотню вариантов и все они подойдут. ведь должен же кто-то придавать смысл бессмысленному? и в основном эта миссия возлагается на зрителя.

зачем вырезать у себя на животе пятиконечную звезду, предворительно выпив красное вино с медом? "сейчас я смотрю на этот перформанс как на что-то биографическое: в нем смешалось все - коммунистическое прошлое, югославянское происхождение и православные корни, вино и мед" - да, как же я сама не додумалась. интересно, что же мне надо будет вырезать себе на животе, что бы люди назвали это не "сумасшествием", а "биографическим перформансом"?

я не понимаю это искусство. меня к нему тянет, как к чему-то необычному, но сразу же отталкивает, потому что пугает. сегодня мне было безумно страшно и противно ходить по залам, смотреть на фотографии и видео перформансов, смотреть на людей, лежащих голыми под скелетами, стоящих голыми в проходе, сидящих голыми на велосипедном кресле, прикрепленном к стене. это нездоровое искусство.

я бы хотела посмотреть абрамович в глаза. говорят, во время "в присутствии художника" много людей начинало плакать. "я пристально смотрела в глаза многим людей, которые несли в себе столько боли, что я мнгновенно видела ее и чувствовала. я стала для них зеркалом собственных эмоций". думаю, что я бы тоже заплакала. но только от жалости. от жалости к человеку, у которого явные психические отклонения, а он называет это искусством. от жалости к тем, что верит в такое искусство.

перформанс на грани? нет, скорее просто сумасшествие.


10
Фото ptruhina
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
7
5

Ну объясните же мне пожалуйста!! В чем СМЫСЛ творчества Марины Абрамович?
Цитирую из рецензии афиши "Ее преподавательское ноу-хау — учить людей делать вещи через силу в мире, где никто не хочет напрягаться." Ну неужели людям нельзя преподать урок, который еще и человечеству толк принесет? Например, всю жизнь посвятить работе в красном кресте, дети земли или ином БФ? Ну не понимаю я, какой вывод для себя я могу сделать из видеоинсталляции, где два человека бьются об стенку снова и снова на протяжении получаса...
Наверное, было бы больше толка, если она глубже занялась наукой, а именно изучением "мозговых волн", только вот при чем здесь искусство???
Понравилась инсталяция с зашиванием рта, где Абрамович должна отвечать на вопросы зрителей с точки зрения своего спутника жизни, понятен смысл - познание,проникновение в душу и мысли близкого человека с целью осмысленного сосуществования.

6
Фото Рина Комарова
отзывы:
66
оценок:
84
рейтинг:
160
9

Сказать вам, что я поражена? Сбита столку? Восхищена? Удивлена, обескуражена, воодушевлена, заворожена, переполнена противоречиями?..
Что я могу сказать?.. Да, я действительно поражена, сбита столку, восхищена, удивлена,.. Но, сколько бы я не перечисляла свои, полученные от Марины Абрамович, ее жизни и ее творчества впечатлений, я не смогу прийти к логическому концу цепочки того, что сейчас, вернувшись из «Центра современного искусства «Гараж»», испытываю.

Марина удивительный, малообъяснимый для моего понимания творец. У нее дар – дар совмещать противоестественные для человеческой сущности поступки и вещи с тем, что воспринимается, как норма. Она сама как-то сказала:
- Я всегда была одержимой, еще с детства, зажатая между суровой православной религией и коммунизмом. Это сделало меня тем, кем я являюсь. Мной точно заинтересовался бы Фрейд.
И это противоречие во всем.

Ее нельзя воспринимать объективно – только субъективное мнение, и то, желательно – глубоко внутри себя. Попробуйте, пройдите в узком коридоре между двумя полностью обнаженными «живыми перфомансами», и вы поймете, что ни одно – после – высказанное об этом мнение не отразит общего впечатления. Для каждого будет что-то свое.

Не отреагировать - невозможно. До сих пор под впечатлением от своего первого шока.
- Отключите, пожалуйста, мобильный телефон, - меланхолично попросила у меня девушка, что проверяла билеты на входе. – И, - очень серьезно добавила она: - Проходя мимо «живых перфомансов», проходите боком и снимите сумку с плеча.
Я, кивнув в ответ, вступила в полумрак коридора, что предварял выставочный зал, и… обомлела. Какие-то пару секунд я не решалась сдвинуться с места, потому что не понимала, как, ну, КАК можно протиснуться в узком проходе между обнаженными мужчиной и женщиной, которые живыми изваяниями замерли в проходе?!
Но красота в целом, и красота творчества Марины в частности заключается – это я уже поняла под конец выставки – в бесстрашии. Трус не может быть красивым. Страх искажает красоту, накладывает на нее темные пятна того, что «хочется, а нельзя».
Свой страх я преодолела. И выбор сделала: проходя, можно сказать более точно – протискиваясь между обнаженными людьми, тебе невольно приходится решить, к кому из них ты окажешься лицом, и на что именно, на какую часть тела тебе надо будет посмотреть.
Это психологический опыт. Для меня он заключался в осознании красоты человеческого тела, в его многогранности и загадочности, в его приятии на духовном уровне. И разве нельзя назвать искусством то, что вызывает подобные прозрения?

«С самого начала карьеры главным объектом перфомансов Абрамович было ее собственное тело, поэтому ее работы часто являются серьезными физическими и психологическими испытаниями и для нее самой, и для зрителя. Она переносила боль и страх в поисках духовного преображения. Занималась самоистязанием, доводила себя до обмороков, недели проводила без пищи, обнаженная висела на тросах под крышей галерейного зала» (с)

Пускай что-то покажется бессмысленным. Пускай такие вещи, как истязание собственного тела, которое сама же Абрамович возвела в ранг божественного, будут антигуманны, но подобное отношение к страху и боли, к чувствам и эмоциям призвано пробуждать людей от «бытовой» спячки, открывать им глаза на те вопросы, страхи и «стены», которые надо преодолеть, дабы узреть красоту, узреть талант, понять, что в этой жизни необходимо действие, движение, реакция. Ее «Балканское барокко» (1997 г.) более чем говорит об этом.

И в каждом перфомансе, в каждом видеоряде на аккуратных мониторах, что мелкими вкраплениями висят на темно-синих стенах выставочного зала, в каждой фотографии и в каждом описании будет присутствовать сама Марина. Все пояснительные «записки» будут идти от ее лица. Именно она будет предлагать пришедшим к ее работам - «попробуйте…». И ты будешь окутан этим загадочным, неповторимым, малообъяснимым миром, где страх привыкли преодолевать, а боль слушать, где ходит мнение, что руки нельзя отмыть от крови, но можно принять свои грехи и разрешить себе прощение, где рядом с культом «Смерти» ходит культ «Жизни», где человек – это «гордо», а человеческое тело – «красиво». Это – искусство. Настоящее, живое, а главное – честное, потому что выстроено на любопытстве и постоянном движении вперед. Не останавливайтесь – сходите к Марине. Она того достойна.

3
Фото Arthur Kopylov
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
3
5

Вернулся из "ГАРАЖа". Ощущения эволюционировали от чувства предвкушения чего-то таинственного до полного непонимания и идиотизма. Можно критиковать человека сколь угодно за то, что он не понимает символизм и завуалированность современного искусства, однако пусть это сделает тот, кто найдет хотя бы одно разумное объяснение инсталляциям Марины Абрамович помимо тех, что она сама приводит в своем интервью и аннотациях http://www.afisha.ru/article/marina-abramovich-in-moscow/. Я не понимаю до конца глубины ее постановок и, к счастью, я не одинок в своих ощущениях. Подчас, создается ощущение, что люди подобные Абрамович, просто издеваются над посетителями, а мы, чтобы не выглядеть дураками, просто высасываем из пальца душещипательные истории и предпосылки каждого её произведения. Что, например, показывает инсталляция "Точка соприкосновения" или "Сияние", которое больше похоже на сцены из БДСМ? Зачем ставить голых людей в проходах? Чтобы показать открытость искусства? А скелет, который лежит на голом парне? Как слияние жизни и смерти. Умилило в один момент только видеоинсталляция на темы сербского фольклора. Художник сама выдумывает себе наказания во искупление своих грехов: чистка двух тонн коровьих костей, 12 дней публичной аскетичной жизни в трех комнатах (что больше смахивает на шоу). По большей части все ее постановки - это то, что сейчас ей (и Улаю) взбрело в голову и часто будто инсценирует игры детей во дворе дома, на пример, просто стоять друг на против друга и кричать (сильнее и громче), сидеть и вознаграждать друг друга пощечинами (тоже сильнее и сильнее с каждым разом) пока уже невмоготу, играть в доверие, нацеливаясь стрелой из лука прямо в сердце, задувать себе в рот воздух с бешеной скоростью из промышленной вентиляционной установки...Дикие игры на выживание? Попытка продемонстрировать на что способен человеческий организм? Выставка, призванная одухотворить, заставить задуматься, заставить лишний раз дать оценку и переосмысление себя, - не выполняет почти ни одной из своих функций. Однако, сходить стоило все же.

3
Фото Roksanna Roksanna
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
2
1

На эту выставку попала случайно, как бы по пути, так как изначально целью моего посещения "Гаража" была выставка Бродович: от Дягилева до Harper's Bazaar. Но билет оказался олл-инклюзив (в стоимость входило посещение 3-х выставок), да и девушка на кассе вдохновенным и вкрадчивым голосом объяснила, что кроме "крохотной выставки Бродовича", в соседних залах есть еще много прекрасного, что непременно нужно увидеть. И мы, как люди любознательные и интересующиеся, начали осмотр с перформанса Марины Бродович. Это действо перебило все дальнейшие ощущения и от закулисных фотографий балета Дягилева, который делал Бродович в начале своего творческого пути, и от графики Уильяма Кентриджа, да и от современного "искусства" в принципе. Если кратко описать впечатления от инсталляции Абрамович, то это шок и отвращение.И желание поскорее уйти. Смею предположить, что что-то действительно прекрасное не создало бы таких эмоций. Прекрасным хочется любоваться. А перформанс Марины Бродович к такому сорту прекрасного относить нельзя, даже после головокружительных рецензий, положительных оценок критиков, восторженных отзывов посететелей, которые, как они наивно думают, прониклись глубиной мысли (под вопросом, существует ли она вообще либо это бред воспаленного воображения:)) такого рода творчества, бурных обсуждений и присвоения этому мероприятию титула "одного из главных культурных событий столицы". Себя не обманешь. К настоящему искусству хочется обращаться снова и снова, а перформанс Абрамович не только не захочется посещать второй раз, но и представляется необходимым стереть это из своих
воспоминаний, дабы не травмировать лишний раз психику :) Но,безусловно, единственная заслуга Абрамович в том, что после посещения ее, называемого модным словом, перформанса, начинаешь еще больше ценить НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО. Лучше лишний раз сходить в Третьяковку, что я и сделаю,если вдруг когда-то захочу посетить перформанс подобный Абрамович :)

2

Галерея