Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.9

Выставка
Константин Коровин

Первый русский импрессионист
  • Константин Коровин – афиша
  • Константин Коровин – афиша
  • Константин Коровин – афиша
  • Ко�нстантин Коровин – афиша
  • Константин Коровин – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
17 августа 2011
Первый русский импрессионист

К юбилею «открыли» Коровина. Потому что так полагается — делать время от времени открытия, особенно если это касается юбилея. Казалось бы, сто ­пятьдесят лет — Коровин, Константин Алексеевич, 1861–1939; большой и да­же очень большой русский художник (что-то все-таки мешает именовать его «великим»), среди больших едва ли не самый доступный, изученный, открытый, ясный… Но, как сказала замдиректора Русского музея Евгения Петрова, с большими художниками всегда так: стоит повнимательней присмотреться, как тебе р-раз, и открытие. Без открытия будет не то. Нужен новый Коровин — вдобавок к известным. Но какой? Коровин-сценограф — известен. С него и начинается ретроспектива — целым залом театральных работ, будто с порога грянул оперный хор. «Первый русский импрессионист» — известен хорошо. Можно даже сказать — «пресловутый русский импрессионист». Фееричнейший мастер, чьей руке завидовал сам Серов, притом незамысловатейший натуралист и жуир, восхитительный бонвиван и лентяй, любитель охоты, рыбалки и, соответственно, пейзажей с натюрмортами и высветленной до яркости белого дня палитры — разбросавшийся в самую творческую пору по мелочам, от театра до дизайна интерьера, и не спромогшийся в итоге ни на что крупнее среднего формата и значительнее этюда. Так что открыли Коровина-декоратора. Или переоткрыли — будто открыли заново. 23 пейзажных панно, украшавших национальный павильон на Парижской всемирной выставке 1900 года, отдел Крайнего Севера: не сказать, чтобы это были совсем неизвестные вещи или не на виду — получившие в Париже золотую медаль, приобретенные, когда это был еще музей Александра III; сильно вытянутые по горизонтали окоема (поскольку пейзаж), модерновые, элегантные по форме и по скупости неярких красок (поскольку Север), эти панно до сих пор частью экспонировались в узком коридоре, выводящем из Михайловского дворца в Корпус Бенуа, — проходные вещи в проходном месте. Сильно пожухлые, серо-бурые в электрическом свете — на них и правда не особо-то кто обращал внимание; немецко-нордические по духу, в биографии Коровина они считались примечательным, но все-таки эпизодом. Их собрали, почистили и выставили — так, что в каждом зале ретроспективы, поверх пейзажей и натюрмортов, оказывается по одному-два-три панно, образующих странный лейтмотив, будто теперь ретроспектива Константина Алексеевича Коровина — это и есть отдел Крайнего Севера, куда добрался, продрогнув и накушавшись крепких напитков, французский импрессионизм.

2
0

Отзывы

3
Лидия Симонова
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
23 октября 2011

Это только кажется, что престижность экспозиционного места служит залогом того, что всякая проведённая там выставка будет организована на высшем уровне. На самом же деле сложно представить, чтобы экспозиция огромного числа произведений К.А.Коровина была представлена где-нибудь хуже, чем в таком авторитетном месте, как Государственный Русский Музей. Пожалуй, единственное, за что можно похвалить кураторов, так это за собрание действительно впечатляющей коллекции работ первого русского импрессиониста: этюды, пейзажи, марины, натюрморты, акварели, эскизы к декорациям театральных постановок, иллюстрации для книг, журналов и плакатов и даже костюмы, сделанные по наброскам мастера, экспонируются здесь с 10 августа по 8 ноября.
Однако, организация такого масштабного мероприятия, приуроченного к 150-летнему юбилею К.А.Коровина, оказалась весьма посредственной.
Первое же разочарование поджидает зрителя ещё до того, как он войдёт в зал: достать самые примитивные сопроводительные материалы к выставке (не увесистый и дорогостоящий каталог, а хотя бы некую общедоступную информацию) оказывается не так уж и просто: стопкой распечаток плохого качества с официального сайта ГРМ владеет сотрудница музея, занимающаяся распространением аудиогидов, и выдаёт она эти «листочки» не всем и только в количестве одной штуки. Для тех, кому не повезло разжиться такой «программкой», в первом же зале, слева у двери висят два стенда с «летописью жизни и творчества К.А.Коровина», включающая в себя основные даты и некоторые факты биографии художника. Стоит ли говорить о том, что пробраться к этим «доскам почёта» (особенно в выходные дни) практически невозможно?..
Итак первым недостатком организации этой экспозиции является недоступность информации. Это же замечание относится и к довольно скудным подписям к экспонатам, напечатанных мелким шрифтом на прозрачной основе табличкам, зачастую висящих на сером фоне…
Второй минус – весьма посредственная организация самого выставочного пространства, и это будет посерьёзнее каких-то там, видите ли, нечитабельных из-за своей не контрастности табличек.
Бездарность развески произведений чувствуется во всём: в отсутствии явной хронологии (в первом зале с лёгкостью соседствуют картины 1903, 1911 и 1938гг.); в явном желании организаторов выставки во что бы то ни стало расположить картины симметрично, даже если это противоречит явной логике (в угоду некой субъективной «красивости» разбивает серийность картин и аллюзии, параллели, возникающие у внимательного зрителя во время осмотра экспозиции); в нагромождении внутренних стен и конструкций в залах, хотя и создающие дополнительные площади для размещения всех произведений, однако разбивающие экспозиционное пространство и мешающих адекватному восприятию импрессионистических произведений, требующих определённого расстояния между собой и зрителем. И если такое глумление над зрителем в отношении станковой живописи ещё можно стерпеть, то оставленный для осмотра монументальнейших (порядка 10м. В длину) декоративных панно К.А.Коровина для павильона «Окраины России» (Всемирная выставка, 1900г.) коридорчик, образовавшийся в одном из залов в результате установки выше упомянутых перегородок, кажется верхом идиотизма. Великолепнейшая экспозиция, собранная из коллекций музеев Ярославля, Новгорода, Москвы и Петербурга, кажется заживо погребённой в этих семи залах корпуса Бенуа (кстати, довольно скудно освещённых). Однако апогеем бредовости развески становятся картины, не уместившиеся в выделенном им пространстве и расположившимся – где бы вы думали? – не лестничном марше. Как, по мнению администрации музея, зрители должны разглядывать импрессионистические полотна, толкаясь на ступеньках, остаётся загадкой, а потому, на мой взгляд, невозможно строго судить посетителей ГРМ, которые, в прямом смысле проходя мимо этих картин, не уделили им должного внимания.
К минусам организации выставки также можно отнести обрамления картин. В ходе осмотра экспозиции складывается ощущение, что показом работ К.А.Коровина в 150-летний юбилей концепция мероприятия не ограничивается: кажется, будто в неё также входит идея экспонирования всего многообразия рам, находящихся в собственности ГРМ.
Деревянные, металлические, “под ламинат” и золото, барочные и минималистические, роскошные и дешёвые, с подложкой и без – зачастую рамы не только стилистически не подходят к самим полотнам, но и в целом затмевают их.
Ещё одна любопытная деталь, при грамотной реализации имевшая возможность стать хорошим бонусом к выставке, - это сопровождительный фильм, представляющий собой видеоряд из детализированных изображений картин К.А.Коровина с его же комментариями и воспоминаниями, просмотр которого был организован в параллель экспозиции для всех желающих. Точнее, якобы для всех желающих, потому разместить всех посетителей в двенадцати метровом загончике при одном из выставочных залов с парой десятком стульев – задача не из простых. И значит все, кому не повезло (также как и с брошюрками), должны были стоять за дверным проёмом и, напрягая слух, стараться различить тихий голос диктора среди гула восторженной толпы на собственно экспозиции.
Затрагивая вопрос сопроводительных материалов к выставке, нельзя не упоминуть об аудиогидах и экскурсиях, одинаково расстраивающих поситителей ГРМ. “Одинаково” – потому что экскурсоводы, работая с группами, рассказывают (а иногда и зачитывают) один и тот же текст – тот самый,что счастливые обладатели аудиогидов могут прослушать самостоятельно. И ладно, если то был бы анализ определённых картин, биографические подробности жизни художника, его комментарии, контекст некого периода творчества и жизни (или даже целой эпохи) создания конкретных произведений – нет, лишь чьи-то субъективные ощущения от работ К.А.Коровина, упорно навязывающиеся посетителям музея.
Следует также отметить, что иногда экскурсоводы, отрываясь от своих “шпаргалок”, пытались внести в надоевший абстрактный текст некоторую жизненность и живость фразами типа “он поехал туда по бизнесу” (о путешествии К.А.Коровина и С.И.Мамонтова в Европу). Однако именно эти попытки деятелей культуры усреднить искусство, адаптировать его и разжевать на понятном среднестатистическому зеваке языке, оскорбляет больше, чем все другие ошибки кураторов, вместе взятые.

2
0
9
Сергей Бронин
68 отзывов, 134 оценки, рейтинг 46
24 октября 2011

Ещё одна великолепная выставка корпуса Бенуа! Очень полная экспозиция разных настроений таланта Коровина от примитивизма до импрессионизма и от реализма до ар-деко. Тесновато и скомканно, но объёмно и содержательно.

1
0
5
ksenia
18 отзывов, 31 оценка, рейтинг 44
30 октября 2011

Уровень экспонирования, извините, конечно, ну просто ниже плинтуса :( Это же надо придумать повесить картины на лестнице! Если много работ и мало места - ну сделайте две выставки, что ли... Теснота, тусклый свет, картины только что не одна на другую повешены, принцип развески неясен... панно для Всемирной выставки просто теряются под потолком... В такой обстановке картины, полные воздуха, света, легкости, ярких красок - как-то потухли. На меня самое глубокое впечатление произвела картина "Ручей св. Трифона" - не то чтобы моя любимая картина у Коровина, но скудость северной природы и тусклый колорит звучали в унисон с обстановкой, многократно усиливаясь. А традиционные парижские кафе и роскошные летние букеты совсем не смотрелись. Да здравствует Коровин, а ГРМ в полном составе - на повышение квалификации.

0
0
9
STELA
25 отзывов, 375 оценок, рейтинг 13
10 августа 2011

В Петербурге открылась масштабная ретроспективная выставка первого русского импрессиониста - художника Коровина

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения художника Константина Коровина, театрального сценографа-реформатора и главного русского импрессиониста, прошедшего долгий путь от академического реализма к живописной манере ар-деко.

Русский музей отмечает юбилей художника открытием большой ретроспективной выставки - в корпусе Бенуа покажут более 250 произведений, от самых первых до написанных Коровиным уже во французской эмиграции работ. Но самым интересным экспонатом по праву можно считать уникальные панно, выполненные Коровиным для русского павильона на Всемирной Парижской выставке 1900 года - отреставривованные, они выставляются впервые за сто с лишним лет.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все