Прежде чем отправиться в мировой тур, работы — победители конкурса репортажной фотографии World Press Photo выставляются в старинном амстердамском соборе. Под его сводами каталог невзгод человечества за прошедший год выглядит особенно торжественно. Мусорная яма за абортарием в Кении. Смерть от СПИДа (серия). Оплакивание поляками президента (драматически контрастная черно-белая серия). Прыгнувший с моста самоубийца (в полете). Работник гаитянского морга, швыряющий тела за дверь (тела — в полете). Удар футбольной бутсой в челюсть (в полете, первая премия в номинации «Спорт»). Бык, пробивающий рогом горло тореадора (в полете, тореадор выжил, вторая премия в номинации «Спорт»). И снимок-победитель — обезображенная мужем, но все же прекрасная мусульманка, попавшая на обложку журнала Time.
Если бы пришлось рекламировать конкурс в интернете, к нему хорошо подошел бы мигающий баннер с надписью типа «Шок! Фото!». Фото и вправду жуткие и одновременно прекрасные в самом старомодном смысле — и это постоянно обсуждаемая проблема: бильдредакторы отдают себе отчет в том, что визуальная составляющая новостей держится на фотогеничности страданий разноцветных народностей. Другой вопрос, что фотография с самого начала не чуралась безобразного и смерти: снимки изуродованных ветеранов Первой мировой публиковались в немецких журналах 1920-х, Роберт Капа снял смерть республиканца (в полете) в 1936-м. Но к 2011-му техника усовершенствовалась, подробности видны резче, профессионалы снимают сочнее — и чувство неудобства за то, что мы получаем удовольствие от этих снимков, обостряется.
Фоторепортеров никто не винит, они делают ужасы классически привлекательными из детской любви к правде и красоте и не могут без своих горячих точек. Но кое-кто, как немец Михаэль Вольф, удостоенный специального упоминания, уже не едет в Ирак с рюкзаком аппаратуры. Его «Несчастные случаи» сняты с монитора домашнего компьютера благодаря запущенному в 2007-м сервису Google Street View, который транслирует онлайн происходящее на улицах городов. Старушка свалилась с инфарктом, велосипедист попал под машину. Никаких крупных планов, лица размыты из соображений прайвеси. Автору осталось выбрать из материала, который и так уже отснят. И зритель, и фотограф — только случайные свидетели, а удовлетворенное любопытство очищено от чувства вины.