Живопись |
ЖИВОПИСЬ ИЛИ ПСИХОАНАЛИЗ?
Серия работ О. Ланга, представленных на выставке «Обитатели времени», построена на диссонансе. Светлые ясные пятна чистого цвета – и на них сверху помещены значимые фигуры, обозначенные черным контуром и распространяющие черные же брызги. Кое-где черный вписывается в фактуру фона, усугубляя драматичность сюжета. Художник неплотно покрывает холст красками и дополнительно вклеивает куски дерюги, приподнимая фактуру холста как значимого элемента композиции, и тем самым усиливает нарочитую грубоватость своих работ. Или это о сермяжной правде? Фигурки - это каляки-маляки из детства, подсознательные комплексы, детские страшилки, отзвук языческих идолищ? Можно, конечно, трактовать их и во вселенском масштабе: зло, которое завоевывает прекрасный белый свет, но нарочитая примитивность рисунка, небольшие размеры холстов как-то к этому не располагают. Все-таки это «обитатели» и, похоже, нашего времени. Цыганка, сосед, корова, ворона, праведница, девочка с коляской – мы знаем их. И трагичные - арестанты, смерть, раненая птица, спящий под забором – тоже так или иначе нам знакомы. Почему автор изображает своих современников в таком мрачно гротесковом виде? Так их, т. е. нас, ненавидит и презирает? Или жалеет? Скорее художник заставляет зрителя признаться: есть такие страшилки во мне. Но это не психотерапевтический сеанс. Это творческий акт: через силуэтные, бесплотные образы – к ясному чистому цвету и натуральной фактуре холста. Неспроста же во многих работах присутствует красный цвет, даже если это кровь, но отвлеченно от поверхностного сюжета его оттенок жизнерадостный и оптимистичный.
Н. Черных