Выставки Москвы

Выставка JapanCongo, Москва

6.8

Афро-японское искусство от куратора-агронома

Фьюжн из работ современных японцев, изнеженных технологиями и цветной жвачкой, и работ совсем не таких балованных жителей черной Республики Конго, где уровень жизни — один из самых низких на свете. При всей разнице двух народов куратор ­показывает, что иногда их искусство бывает не от­личить.

Место проведения

Центр современной культуры «Гараж»
Лучшие выставки современного искусства в громадном конструктивистском гараже
Огромное выставочное пространство по лондонскому образцу с кафе и книжным магазином. Возможности «Гаража» безграничны: здесь случаются выставки художников такого масштаба, какой Москва еще не видела. Проходит также по категории «Уходящая натура»: летом «Гараж» переедет в парк Горького, а на его месте в 2013 году откроется самый большой в Европе Еврейский музей.
телефон+7 (495) 645 05 20
адрес
ценаВход 100–300 р.
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
отзывы:
105
оценок:
0
рейтинг:
592

Гибрид японского и африканского искусства от куратора-агронома

Это лет сто назад можно было беспечно восхищаться вошедшими тогда в моду «негрскими» статуэтками и японскими гравюрами. Сегодня культурно-туристические восторги сдерживает суровый постколониальный дискурс. Проще говоря, выставлять африканское искусство в лоб как экзотическое диво — примерно как, не скрываясь, таращиться на чернокожего в московском трамвае.

Однако куратор выставки JapanCongo художник Карстен Хеллер мыслит не как политически сознательный гуманитарий, а как дарвинист-мичуринец. Когда миллиардер Жан Пигоцци пригласил его сделать выставку на основе своей двухчастной коллекции современного африканского и японского искусства, бывший агроэнтомолог Хеллер начал действовать, как если бы и в самом деле работал не с культурой, а с агрикультурой, — и построил своеобразную теплицу для наблюдения за видами. Выставка-инсталляция устроена как особый коридор, одна из стен которого прямая (на ней помещаются работы художников из Конго), а другая изогнута дугой (на ней вывешены японцы): в точке наибольшего сближения стен должно обнаружиться и наибольшее схождение двух экзотических типов изобразительности. Возникает головокружительный эффект, когда два геогра­фически чуждых искусства почти схлопываются в одно — так похожи некоторые вещи. И там и там — много цвета, и там и там — фантазийная образность с сильным привкусом местных традиций, техническая выделанность и многочисленные вкрапления западной поп-культуры.

Правда, если присмотреться, окажется, что старательность африканцев — это прочувствованная основательность наивных художников, размышляющих о мире предельно серьезно. А вычурная сложность японцев (в основном — очень молодых и менее именитых, чем их африканские визави), напротив, поверхностна и декадентски-декоративна. Они норовят улететь в запредельные миры мультяшных фантазий, тогда как африканцы зачастую используют сюрреалистические иносказания как средство политической сатиры, чтобы выразить мысль о не такой уж сказочной действительности своей страны. Впрочем, куратор в любом случае сопоставляет только внешность и действует чисто морфологически — как Дарвин, сравнивавший клювы галапагосских вьюрков. И в отличие от Дарвина, никаких выводов из опытов Хеллера не следует — он остается в своем эксперименте простым лаборантом. Предлагать теорию должен уже зритель — если он окажется на это способен.

0

Отзывы пользователей о выставке «JapanCongo»

Фото Olja Bani
отзывы:
39
оценок:
42
рейтинг:
40
9

Впечатляет. Обилие мелких деталей особенно. Посредством порою ярких, а порою хмурых художеств поднимаются проблемы современного общества. Или повествуется, как оно есть на самом деле. Каждую работу можно долго с интересом рассматривать и обнаруживать все новые и новые линии, образы, идеи. И поражаться всякий раз очередному открытию. Кто-то углядывает влияние на авторов работ Сальвадора Дали. Вероятно, эти кто-то отчасти правы. Тем не менее, представленные произведения заслуживают наших внимания и оценки.

0
Фото Александр Перетокин
отзывы:
11
оценок:
15
рейтинг:
8
7

Ярко, необычно, эмоционально. Иносказательное отражение политики и национального колорита в изобразительном искусстве. Каждая картина - как отборный мат: от души и примитивно прямолинейно. Основную концепцию инсталляции как идею сближения двух культур ощутил, но как-то не впечатлился - она мне показалась в большей степени натянутой, доморощенной. Действительно интересной оказалась экспозиция студийных фотопортретов во изолированном зале - какое-то тихое обаяние в черных лицах, взглядах... В любом случае, посмотреть стоит - хотя бы для того, чтобы получить общее представление о своеобразной живописи Конго и Японии.

0
Фото Joker
отзывы:
108
оценок:
363
рейтинг:
245
7

Довольно забавная выставка, которая представляет скорее не примитивное искусство, а просто пародию на живопись. Особенно триптих по мотивам Иеронима Босха конголезского художника.

0

Галерея