Выставки Москвы

Выставка Рауф Мамедов, Санкт-Петербург
Новый музей, 21 мая – 10 июля 2011, Санкт-Петербург

6.9

Инсценировка библейской истории даунами и одним режиссером

Кинорежиссер Мамедов ныне известен тем, что фотографирует людей с синдромом Дауна в ролях евангельских персонажей; нынешняя выставка — реплика недавней ретроспективы Мамедова в Московском музее современного искусства, развитие сюжета с даунами и прочими мизераблями здесь можно наблюдать со второй половины 1990-х. Христос — даун, Богоматерь — даун, Творец — шизофреник.

Место проведения

Новый музей

6.8
Открывшийся летом 2010 года музей выставляет советских нонконформистов из коллекции петербургского бизнесмена Аслана Чехоева. Коллекцию он собрал быстро и укомплектованно: практически любое имя, попавшее в историю отечественного искусства последних лет пятидесяти, — Кабаков, Брускин, Комар и Меламид, Пригов — фигурирует и в чехоевском списке приобретений. Поскольку история эта — столичная, Чехоев не так богат местными художниками. То, что в музее оказался значительный корпус работ Евгения Михнова-Войтенко, изобретшего в Ленинграде 1950-х собственный вариант абстракции, — для Чехоева исключительный случай, коллекционерское везение.
телефон+7 (812) 323 50 90
адрес
ценаВход 200–350 р., для детей до 7 лет вход свободный
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Фотопостановка как подстава: больные вместо блаженных

В начале года эту ретроспективу Рауфа Мамедова показывал Московский музей современного искусства; выставка в Новом музее повторяет московскую почти полностью — и этот факт в случае Мамедова хочется подчеркнуть особо. Потому что это ведь не просто примета заново отстроенной экспозиции, но вообще метод Мамедова — повторяться. Сколько Мамедов известен, он только этим и занимается. (Никто не рассчитывал, конечно, что как раз к петербургским гастролям он придумает что-то совершенно новое, то есть несколько лет до этого никаких новостей — с чего бы именно теперь? Но вот именно потому, что «несколько лет» и «никаких новостей», их начинаешь ждать от любого повода.) Мамедов рекомендуется в предисловии к выставке как «представитель постмодернизма», что на практике означает бесконечное цитирование классики, а теперь уже — и самого себя, поскольку из коловращения ремейков и цитат Мамедов не хочет (или не может) выбраться лет пятнадцать: первые его опыты в «постмодернизме», нетрудно обнаружить, датируются второй половиной 1990-х; и этот однажды найденный мотив он годами повторяет на разный лад. Профессиональный кинорежиссер, выпускник ВГИКа Мамедов занимается фотопостановками — инсценировками библейских сюжетов: «Первая книга Бытия», «Благовещение и Рождество», «Бегство в Египет» и «Тайная вечеря», «Поцелуй Иуды» — в виде реплики знаменитейшей сцены Джотто — и «Встреча в Эммаусе» и т.п., где все роли — Адама, Евы, Бога-Саваофа, Марии, Христа и апостолов — исполняют люди с синдромом дауна или же обитатели психиатрической больницы (еще до ВГИКа Мамедов успел поработать санитаром в одном таком учреждении). Речь не идет о какой-либо «терапии искусством» или социализации убогих; это именно что чисто режиссерская работа (съемка и последующий фотошоп — дело рук приглашенных профи), когда Мамедов выстраивает композиции а-ля Ян ван Эйк или Леонардо и возится с актерами, чья мимика и пластика, пожалуй, и правда напоминают о живописи Северного Возрождения — что-то поистине босховское есть в этих лицах. И что-то — не то трогательное, не то возмутительное — в контрасте безмятежной наивности исполнителей и вселенской значимости разыгрываемых с их помощью сцен. С одной стороны, постановки — да, возмутительны и рассчетливо-провокативны — Адам с мутным и тоскливым взглядом шизофреника или Христос-даун, а? — с другой стороны, работы Мамедова, что называется, «заставляют задуматься». Хоть и задумываться там, как скоро выясняется, особо и не над чем. Ну да, травестия; ну дауны — но обобщений и глубин смысла далее не ищите; апелляция к евангельскому «будьте как дети» как оправдание авторского приема с использованием труда людей, обреченных на пожизненное детство и вряд ли способных хоть чуточку догадаться о смысле режиссерских манипуляций, — такое оправдание можно принять ну раз, ну два, но не всю же дорогу. Грустноглазый режиссер в таком случае сам по-детски наивен, если думает, что затея с ряжеными — постмодернизм и есть; наивен, несмотря на весь свой расчет.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить