Выставки Москвы

Выставка Transitland, Санкт-Петербург
Музей нонконформистского искусства, 25 июня – 24 июля 2011, Санкт-Петербург

0

Переход от социализма к капитализму и от национального к общеевропейскому — в образах и видеозаписях

Место проведения

телефон+7 (812) 764 48 52
адрес
ценаВход свободный
официальный сайт

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Переход от социализма к капитализму и от национального к общеевропейскому — в образах и видеозаписях

Год назад «Transitland» был центральным событием московского Медиафорума, видеоприложения к Московскому кинофестивалю. Притом что показали в Москве далеко и очень далеко не все. Десятую — хотя, может, и лучшую — часть. Потому что «все» — это слишком много. Красивое круглое число 100: столько произведений на самом деле включает «Transitland» — собранный софийским Центром современного искусства «Интерспейс», берлинским фестивалем цифрового искусства «Трансмедиале» и будапештстским Музеем Людвига архив политизированного и социализированного видеоарта Центральной и Восточной, бывшей социалистической, Европы. А еще — чуть менее красивое и круглое число 20: столько лет архив охватывает — двадцать спустя «бархатных» и не очень восточноевропейских революций 1989 года. Посмотреть такое целиком можно разве что на сайте transitland.eu.
Московская версия включала понемногу всего, в архив включенного, — чистую, лишь слегка аранжированную хронику (час с лишним записей румынского телевидения, пять дней в декабре 1989-го, от последней речи Чаушеску до объявления суда над ним); собственно видеоарт (этого немного); видеоперформанс и просто перформанс, записанный на видео (почувствуйте разницу); в итоге в московской презентации участвовали: эстонка, болгарка, сербка, молдаванин, двое албанцев, несколько русских, поодиночке и компанией (ныне распавшаяся группа «Радек»), венгр, поляк, немец, румын, которому помогал еще немец, а также израильтянка, рожденная в Израиле, проживающая большей частью в Голландии, выступавшая в этом году в польском национальном павильоне Венецианской биеннале — и в рамках «Transitland» также выступавшая за Польшу, — пестрый коллективный портрет, по замыслу создателей «Transitland», всей той части Европы, что преодолевала в указанные двадцать лет путь от ужасов советского коммунизма в светлое панъевропейское будущее. Петербургская версия московской еще короче. Сильно короче. И Европа с ее светлым будущим выглядит еще проще.
Сюда, жаль, не попал, например, Артур Жмиевски и его великолепный провокационный хеппенинг-театр. Где четыре разноконфессиональные группки — от католиков (благостные такие тетушки) и иудеев до либертенов и нацистов — выясняют, вплоть до рукоприкладства, собственные позиции по разным вопросам типа аборта и т.п. От имени поляков выступает опять-таки Яэль Бартана (Израиль — Амстердам) с ее «Марами-кошмарами» — и польский активист Славомир Сераковский сотрясает воздух посреди пустого полуразрушенного стадиона: «Жи-и-иде, повертайтеся!» («Вернитесь, евреи!») Не попал в петербургскую версию «Transitland» неподъемный, час с лишним, монтаж Харуна Фароки и Андрея Ужицы — тот, что про румынский переворот и Чаушеску; о чем, в общем, не жаль.
К общему удовольствию остались две распрекраснейшие барышни, распрекраснейшая и окровавленная Милица Томич, с обалденными глазищами в никуда, вертящаяся перед камерой и произносящая только «я Милица Томич, я сербка» (на сербском), «я русская» (на русском), «я американка» (на английском) и так далее на языках мира; и распрекраснейшая Лена Ковылина, в своем берлинском перформансе вертящаяся перед публикой в старинном танго, одетая тоже во что-то ретро (при этом понятно, что под кардиганом с советскими медалями и выше чулков — ну ничегошеньки), меняющая в этом непрестанном «белом танце» партнеров и всякий раз перед тем опрокидывающая рюмку водки — и так до упаду, буквально; Европа, столпившаяся вокруг, только глазами хлопает да языком цокает. Ну и иногда соблазняется пригласиться, полапать русскую перформансистку: ну-ка, милая, что там у тебя за душой.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить