Потрясающая выставка, ставшая для меня открытием. Я никогда не думала, что в Америке может быть ТАКОЕ искусство – невероятное, разное, чувственное, реальное, сильное, впечатляющая.
Его картины, словно фотографии – мазков совсем не видно, но чувствуется, что это именно живопись – холст, масло… Ощущается влияние классических образцов, строгих парадных портретов, но его модели очень человечны, отражены их психологические черты, усталость или властность, энергия или задумчивость…
Полотна с обнаженными девушками очень разные, но мне кажется, что к каждой из них он относился с особым трепетом, писал их мо много раз и искал их образ. Картины этой серии разнообразны - от страшных и отталкивающих до нежных и лирических.
К его натюрмортам хочется протянуть руку, чтобы потрогать, провести рукой по каждой пупырышке тыквы.
Меня особенно поразили несколько полотен.
Первое - портрет Павла II. Он живой! Он обращается к нам, зовя за собой и собираясь положить свою протянутую руку нам на плечо, чтобы увести. От него исходит ярчайший свет, ощущается вся энергия, сосредоточенная в нем.
Второе – «Лесная фея» - настолько оно теплое, даже горячее. Девушка на полотне словно бежала с одной поляны на другую, обернулась, и художник запечатлел её невинный и слегка удивленный взгляд. Здесь нет обнажения, есть упавшая лямочка, но живо представляется красота её молодого тела.
Много, много ещё полотен мне запомнились – трогательные «Хвостики» и «Вариация Паганини», или дикая испуганная «Сектантка», близкая по духу «Читая Карраччи» - сразу вспоминается подготовка к экзамену…
Но больше всего меня поразила картина «Что сделали мы с ангелами».
Церковь, судя по всему ремонт, и повешенный ангел. Именно повешенный – за шею, на проводе. Мимо этой картины нельзя пройти мимо. Полотно привлекает к себе внимание, заставляет остановиться, задуматься и уйти, оставшись со своими мыслями наедине. У всех они будут разные – у кого-то о себе, о своей судьбе, жизни, выбранном пути, у кого-то обо всех сразу… Не знаю. Но я уверенна, что эта картина надолго запомниться, настолько она сильна как и в художественном отношении, так и по смыслу, который в себе содержит. Для меня она явилась знаком, символом... Вызвала множество мыслей, воспоминаний, размышлений…
Удивительная выставка, открывшая для меня нового мастера.
Но Русский музей отличился в одном месте – в маленьком закуточке поставлены две скамеечки у огромного телевизора, на котором демонстрируется фильм о художнике, его мастерской. Всё замечательно. Но! Фильм на английском без перевода! А что делать тем, кто знает другие языки?
Поразило, как естественно и необычно выглядят на его полотнах такие знакомые лица: Маргарет Тэтчер совсем не железная леди, скорее мудрая и слегка уставшая женщина; Билл Клинтон по-соседски приветливый, Мстислав Ростропович, играющий на виолончели и погрузившийся в волшебный мир музыки, задумчивая принцесса Диана с печалью в глазах и едва уловимой улыбкой. Они все живые, как огонь, который "играл" отблесками на лицах "Лесной феи" и "Девушки дракона", как алое платье джазовой певицы, цвет которого был ярок, объемен, дерзок.
Шэнкс рисовал и натуру - портреты женщин молодых и не очень, естественных в своей наготе, но обязательно окруженных какими-либо предметами - карнавальными масками, витиеватой мебелью, картинами или украшениями, а иногда просто с одним головным убором. У каждой картины свой характер, свой скрытый смысл - обнаженная душа без всякой одежды и нет даже небольшого намека на идеал. Ты тот, кто ты есть, и ты прекрасен.
На первой в России выставке ведущего современного американского мастера реалистической живописи представлено около 50 произведений из государственных и частных коллекций. В своем искусстве Шэнкс обращается к различным темам. Его картины – это и натюрморты, и аллегорические сцены, однако особого внимания заслуживают его портреты. Среди изображенных на них: Папа Иоанн Павел II, Принцесса Диана, Рональд Рейган, Лучано Паваротти, Мстислав Ростропович, Маргарет Тэтчер, Билл Клинтон.
Выставка организована Фондом международного искусства и образования и Государственным Русским музеем по приглашению Российской Академии Художеств.