Галерея Марины Гисич не может претендовать на звание старейшей в Петербурге; однако старейшая петербургская галерея современного искусства — Navicula Artis на Пушкинской, 10, — не является коммерческой. Иначе говоря, не является галереей в том смысле, в коем мы говорим «галерея» о Галерее Марины Гисич. А эта последняя наверняка зато может считаться самой стабильной — что для коммерческого предприятия немаловажное, а то и непременное условие (старейшая из коммерческих, галерея «Д 137», которая этим летом отмечает 15-летие, этим похвастаться не может). Дом на Фонтанке, 121, — где Гисич и проживает — за это время видал разные виды; галерея переезжала с этажа на этаж, художники появлялись и исчезали — от чего, впрочем, не страдало еще одно галерейное достоинство, как бы это назвать, богатство ассортимента: среди прочих петербургских галерей, старавшихся быть «какими-то» — ну вот как «Д 137», долго державшаяся круга художников Новой академии, — галерея галериста Марины Гисич была всегда намеренно разной. Работая с художниками исключительно местными, петербургскими, лишь иногда завозя что-нибудь откуда-нибудь, галерея на Фонтанке напоминала все-таки, знаете ли, эдакий полуподвальный мини-маркет рядом, за углом; не в смысле убогости, а в смысле локальной важности заведений подобного рода. Куда местному жителю всегда можно уверенно направиться в любом случае и где изменения номенклатуры отмечаются разве что сугубыми любителями того или иного продукта. («Где Богомолов, почему больше не поставляют Богомолова?»; «Это чье производство — Наталья Лях?»; «Вы уверены, что это не просроченный Кустов?»; «А что это такое миленькое, в коробочке, Маня Алексеева? Дайте две!») История десяти галерейных лет в лицах — от А, Алексеева, до Ю, Юфит — поместится на юбилейной выставке о двух этажах: втором, куда ходили прежде, и первом, где выставки проходят теперь; выставка продлится до осени. Что же касается дизайнерского базиса галерейной деятельности — или все-таки наоборот? — все это проявится, не могло не проявиться, в любопытнейшей однодневной акции, которую галеристка Гисич, дизайнерша Гисич и соседка Гисич в одном лице устраивают в квартирах соседей: дизайнеру не впервой договариваться с собственниками жилья; у галериста все для этого есть; соседка тут уже давно живет, ее знают, — и в течение одного вечера интерьеры обывательских квартир (число согласившихся до сих пор уточняется) станут дополнительной выставочной площадкой. Где ценители современного искусства, потребители современного искусства и те, кто просто мимо проходил, живут тут рядом, сойдутся в окончательной неразберихе, кто же из них кто.