Москва
6.8

Выставка
Ляля Кузнецова

Цыгане и евреи в прицеле фотообъектива
  • Ляля Кузнецова – афиша
  • �Ляля Кузнецова – афиша
  • Ляля Кузнецова – афиша
  • Ляля Кузнецова – афиша
Фотография

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
25 марта 2011
Цыгане и евреи в прицеле фотообъектива

В московской Школе Родченко была ее лекция — со слайдами. По поводу одного кадра, с туркменскими цыганами, Кузнецова заметила, что раньше она этот кадр всегда ставила, но теперь ставит другой. Какой, она потом покажет. «Обратите внимание, этот кадр выражает мое состояние по тем временам» — и лекция шла дальше. А смысл как будто малозначащей реплики был в том, что канон Ляли Кузнецовой изменился. Потому что изменилось ее к этому канону отношение. Теперь («когда у меня двое внуков и так далее») туда входит не эта фотография, а та, другая. Из той же серии, с той же точки, только секундой раньше — или позже — снятая. Но теперь Кузнецова себя именно с ней ассоциирует. Теперь вот это — Ляля Кузнецова. А не то, что раньше. Сюжетно кадры не отличаются ничуть. Композиционно — ну немного. Эмоционально — да, очень. Тематически — как земля и небо. Первый кадр… Ну да что объяснять? Тот, что раньше, появляется в видеозаписи из Школы Родченко на 44-й минуте. А тот, что теперь, — это разворот страниц 148–149 альбома «Дорога», издательство Леонида Гусева: сто двадцать снимков, тридцать лет профессиональной деятельности. Определение «классик» по отношению к авторам вроде Кузнецовой пусть и стало расхожим, канонизировать их по всем правилам, с музеями и каталогами, начали недавно. И что именно считать классикой у классиков, никто последнего слова еще и не сказал. В том числе — сама 64-летняя репортерша из Казани, с именем как у актрисы театра «Ромэн» (так что цыгане были Кузнецовой будто и в самом деле на роду написаны), с названием альбома «Дорога», что вполне могло подойти бы какому-нибудь ай-нанэ; и с широкоугольником, рассеивающим и так рассеянный народ по углам кадра, выгибающим хороводом любую компанию, а дугой — недостижимый горизонт. В степях Казахстана и под Одессой, в Казани и в Бухаре — Ляля Кузнецова настигала своих цыган на зависть иной миграционной службе; профессиональный бродяга, репортер Кузнецова в итоге специализировалась на профессиональных бродягах, однако надо помнить, что все-таки Кузнецова — это не только цыгане, и начинает «Дорогу» ранняя, очень семидесятническая серия Кузнецовой о цирке.

0
0

Отзывы

7
Александра Соколова
11 отзывов, 17 оценок, рейтинг 11
18 апреля 2011

Я много слышала о работах этого фотографа и обрадовалась увидев выставку посвященную ее работам. Когда смотришь на отпечатанные снимки, ты видишь их совершенно не так как цифровые изображения на мониторе. Большинство работ сняты в период 80-90 шгодов, что придает им особую значимость.

В целом выставка понравится ценителям жанровой фотографии. Очень ярко, на контрасте показана жазнь определенных людей, цыган, цирка, евреев. Поражает насколько эти закрытые сообщества открыты для вас на снимках. Вы видите неподдельные эмоции, без какой либо и игры и фальши. В общем - мне выставка понравилась.

1
0
9
Хольгердт Брагги
9 отзывов, 15 оценок, рейтинг 9
17 мая 2011

При входе нас встречает пафосно огромный пресс-релиз Ирины Чмыревой. В принципе, как доцент, кандидат, куратор, автор и т.д. она способна писать интересно и по делу. Здесь ее рассуждения и сравнения пространны и совсем не нужны. Для понимания автора, ее творчества и правильного настроя на выставку больше подойдет текст товарища Агуновича. При взгляде на работы Ляли, помимо их (прямо скажем) общечеловеческой ценности, понимаешь и их «внутреннюю» ценность для автора (это если прочитать Константина Агуновича). Ведь глядя на фотографию (назовем ее «правильной» или «хорошей»), мы помимо самого снимка можем сказать что-то и об авторе. Кто этот автор, как он проникся темой, как сопереживает (или нет), как видит, какие в этом видении ставит акценты, вплоть до черт характера автора, и мы получаем через жанровую фотографию еще и снимок внутреннего мира автора…
Вот про Лялю через ее фотографии можно сказать очень много. А если есть возможность подобным образом, через фотографию, хоть частично понять автора, то зачем думать о том, похожи ее работы на авторов из «магнума» или нет, и о том, что в этот самый «магнум» ее умудрились не принять?!
Аскетичные жанровые сцены, нарушения формальных правил композиции, странные «портреты в интерьере» - все это на самом деле не то, чем кажется. Как за цирковым манежем начинается цирковая кочевая жизнь, так и за фотографией Ляли начинается настоящее повествование, которое может увести далеко от начального впечатления. А в конце этого повествования вы удивитесь: как можно увидеть так много и прочувствовать так глубоко за одну секунду, ту секунду, за которую это сделала Ляля?
Что вы увидите за играми цыганских детей, что увидите за размытыми фигурами на пустынной улице далекого селения, что скажут глаза юной девушки, окруженной останками кукол, что видно за прорехой в ткани, что скажут старинные блюда на стене за спиной старого еврея, что скажут канонические жесты маленьких детей, что видно за неподвижной фигурой циркового артиста…?
Идите на выставку, несомненно, идите и вглядывайтесь. Вглядывайтесь собственными глазами и (попытайтесь!) глазами Ляли. Ляли нынешней, или той, какой она была в 80х или 90х. Фотографии откликнуться вам взаимностью, они живые и искренние… Вам понравится.

0
0
9
ФотоДепартамент FotoDepartament
4 отзыва, 23 оценки, рейтинг 0
29 апреля 2011

Дорогие зрители и редакторы, выставка Ляли Кузнецовой "Дорога" продлена до 22 мая! А 16 мая в музее пройдет лекция фотографа и историка фотографии Владимира Никитина "Параллельно "Магнуму". Русская и мировая фотография 70-х". Подробнее: http://www.fotodepartament.ru/cat/1396/ru
Поставьте, пожалуйста, в расписании на сайте новую дату работы выставки. Спасибо.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все