Выставки Москвы

Выставка Поколение Z, Москва
Политехнический музей, 11 марта – 10 мая 2011

7.6

Забытая история советской экспериментальной музыки начала ХХ века

Вообще-то, термин «поколение Z» существует, им обозначают поколение родившихся в 1990-е, детей «поколения Х». Но в случае с проектом директора «Термен-центра» Андрея Смирнова энергичная молния Z — просто эффектный символ постреволюционной эпохи; такая же молния украшала, например, родченковскую обложку «Итого» С.Третьякова или его знаменитую картину «Линия» 1920 года; и весь проект посвящен русскому авангарду 1920–1930-х, а именно — научно-музыкальной его составляющей. Терменвокс и синтезатор АНС, документация удивительных проектов Арсения Авраамова (вроде «Гудковой симфонии»), бесчисленные таблицы и выклад­ки и другие свидетельства попыток скрестить звук, электричество и изобретения индустриальной эпо­хи. По субботам проходят лекции-экскурсии, а время от времени концерты на каком-нибудь протосинтезаторе, что крайне полезно, так как в иное время выставка про музыкальный авангард адресована почти исключительно глазу, а не слуху.

Место проведения

Политехнический музей
Чудеса отечественной науки и техники
Главное здание Политехнического музея на Новой площади закрылось на реконструкцию в 2013 году и откроется не раньше 2017-го. Чтобы не лишать посетителей основной возможности познакомиться с историей и будущим техники, музею выделена временная площадка в павильоне «Транспорт» на ВВЦ.
адрес
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Забытая предыстория современной электроники

«В 1932 году парторг тов. Штрянин из колхоза «Гигант» деревни Бессоновка ре­шил построить 23-струнную электрогитару», — зощенковская интонация пусть не собьет зрителя с панталыку. Тов. Штрянин, при всей заочной комичности, окажется еще каким практичным и серьезным человеком: свою гитару, забежим вперед, он таки построит — попутно разобрав для этого дела рояль — и даже даст концерт, о котором, правда, мы никогда ничего не узнаем, кроме того что концерт все же был. И в целом, несмотря на всю, казалось бы, завиральность иных предприятий или изобретений, предвосхитивших, как выясняется на выставке московского «Термен-центра», половину современной электроники, — русский звуковой авангард 1920-х предстает вполне реальным проектом. Иногда так просто пугающе реальным. «Гудковую симфонию» эксцентричного Арсения Авраамова сейчас, конечно, остается только воображать — как это оно было, когда «Гудковая симфония» в 1922 году в Баку была исполнена в первый и последний раз: «Моторы гидропланов, гудки заводов, фабрик, кораблей и паровозов составляли один ги­гантский оркестр, две артиллерийских батареи заменяли группу ударных, пулеметы заменяли малые барабаны, а крупная артиллерия — большие. Дирижер становился на специальную вышку, видимую отовсюду, управляя действием с помощью цветных флагов и пистолетных выстрелов». (Несмотря на определенный успех, автор, как автору и полагается, оставался первым исполнением недоволен. И предлагал повторить все это в Москве — ради чистоты эксперимента, желательно ночью: чтобы слушателей не отвлекал посторонний дневной шум.) А что? Нормальная для 1922 года постановка вопроса. Что было авангардного в подобных экспериментах, так это даже не способы звукоизвлечения — все эти «графические звуки», «орнаментальные звуки», «бумажные звуки», «вариофоны», «вибраэкспонаторы», «терпситоны», «ритмиконы», «мелографы» и «автопианографы», — но сама мысль: пока хоть одна эта стихия остается неосвоенной и непокоренной, о тотальном преобразовании жизни нечего и говорить. Новые истины новому человеку необходимо вливать еще и через уши; через уши даже предпочтительнее. В конце концов, визуальность что? От визуальности можно попросту отвернуться — что куда как труднее сделать с постоянным звуковым фоном. Что все это так и не зазвучало в свое время, возможно, было благом для большинства потенциальных слушателей; что не звучит и теперь — это, конечно, уже странновато: вся из наглядных пособий, выставка про слух, как это ни авангардно покажется, адресована преимущественно глазу.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить