Демонстрация цветных динамичных субстанций, какими у раннего Лабаса выглядят и машины, и люди, и пришельцы, приурочена к знаменательному событию прошлого года — 110-летию автора. Но рисуемая Лабасом соцреалистическая настоящесть так утопична, фантастична, технична, что лучше было бы, наверное, не отмечать сейчас прошлогодний юбилей, а выставку приурочить к 50-летию человека в космосе. Тогда Лабас оказывается, будто Циолковский, предвестником чуда. И его дирижабли, паровозы, эскалаторы метро и космические корабли — не просто констатация научно-технического прогресса, но объекты и источники бесконечного счастья.
Живопись, Графика |
Ученик Кончаловского и одновременно Малевича; наряду с Дейнекой один из основателей «Общества станковистов» — его можно было бы представить, однако ж над экспозиционной драматургией долго не думали. Взяли самые плодотворные и знатные годы (1920–1930-е). Демонстрация цветных динамичных субстанций, какими у раннего Лабаса выглядят и машины, и люди, и пришельцы, приурочена к знаменательному событию прошлого года — 110-летию со дня рождения автора. Но рисуемая Лабасом соцреалистическая настоящесть так утопична, фантастична, технична, что лучше было бы, наверное, не отмечать сейчас прошлогодний юбилей, а выставку приурочить к знаменательному событию этого года, 50-летию человека в космосе. Тогда Лабас, оказывается, не просто романтический чудик, а, будто Циолковский, предвестник чуда. И его дирижабли, самолеты, паровозы, эскалаторы метро и космические корабли — не просто констатация научно-технического прогресса, но объекты и источники бесконечного счастья. Акварельные тона, набросочная манера письма, не имеющие очерченного пространства вневременные и внеместные пейзажи-фоны и тонкие, вытянутые, бестелесные, распадающиеся на кванты света и цвета человеческие фигуры — все неизменно счастливы. Сам мир был — или представлялся — другим: ракеты серебристыми, метро разноцветным, поезда голубыми, летающие тарелки розовыми, а люди модными, нарядными и эфирными. Полтораста произведений на выставке об этом. «Дирижабль и детдом» — улыбающиеся дети в яркой одежде, затягиваемые в бездонный розовый мир. «Город будущего» — водная гладь, где средь кораблей громоздится нечто, напоминающее дирижабль, обустроенное под футуристический город, а подвешенный сверху воздушный шар украшают традиционно разноцветные человеческие фигуры и красная звезда; все в мягкой коричнево-розовой дымке. Этот розоватый, туманный всепоглощающий фон вообще главный компонент; в лабасовском Советском Союзе все было такое, тепло-розоватое, не было серости и скепсиса, лишь ожидание прекрасного… В ожидании прекрасного в конце 30-х художник-формалист остался без внимания прозябать тридцать с лишним лет; был реабилитирован для внимания общественности, что характерно, практически одновременно с полетом Гагарина. Сделал вид, будто ничего не произошло. «В метро» 1972 года мало отличается от «Метро» 1935-го, только разноцветных людей, спешащих вверх, стало куда меньше, чем тех, кто спускается вниз; да и силуэты, прежде призрачно-прозрачные, опалово-эфирные, вдруг оказались реальны.
XX век – век ускорения, изобретений, освоения земли, воды и воздуха. Человек – всего лишь винтик в общественной машине. Картины Лабаса про самолёты, дирижабли, корабли и эскалаторы. Всё движется, наполня я пространство энергией и техногенным смыслом. Человечки маленькие, не прорисованные, кто они, не важно. Зато хороши дирижабли, - мощные, быстрые повелители воздуха. Работы художника – настоящий гимн идеям индустриализации и научно-технического прогресса. Они прелестны своим наивным восхищением перед всемогущими машинами. А ещё, когда смотришь на них, ощущаешь, как через тебя движется время…
Если бы не были указаны годы жизни художника, то неискушенному человеку сложно поверить, что работы написаны не нашим современником! Настолько они свежи, актуальны, не похожи на известные и привычные нам работы других художников - современников Лабаса. Многоплановы. Разножанровы. Рекомендую и взрослым, и детям!
Испытаете радость, полет!
Таня Гусарова
Не пропустите гениального художника и важную часть культуры Советской России. Этот человек был покорен прогрессом и ему чувствовалось и верилось в то советское счастье, через которое мы когда-то прошли, когда нас принимали в октябрята или пионеры, или когда мы пели хором песни о революции и отечественной войне, или когда смотрели новости и слышали, что наша держава самая сильная и могучая во всем белом свете. Теперь когда мы утратили эту эмоцию, Лабас, который смог пронести ощущение восторга через всю свою жизнь, снова и снова дарит нам это упоительное настроение.