Монумент межеумочному состоянию «ни войны, ни мира»

Время от времени Братков предпринимает подобные инсталляции из нескольких фотографий, изображающих непонятно что, плюс постановочное видео — зритель тогда недоумевает «о чем это?»; цель нынешнего опыта зрителю будет понятнее — поскольку сюжет ближе, — ну а видео, где оземь с мертвым стуком падают стальные пехотные каски, будто снятые головы — одна, вторая, третья, — выглядит вообще как апдейт мемориала Неизвестному солдату.

Место проведения

Ovcharenko

Ovcharenko

8.1
телефон +7 (495) 228 13 30
адрес
подробнее
цена Вход свободный
режим работы вт-сб 10.00–19.00
официальный сайт
Как вам выставка?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
Фото Константин Агунович
отзывы: 766
оценки: 171
рейтинг: 958
Предчувствие гражданской войны

Что война в природе человека, исступление легко, и лишь надприродная, сознательная, трудная работа по устроению общества способна вывести из зверского состояния — про это много кто из философов рассуждал («При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех, bellum omnium contra omnes», например — Томас Гоббс, «Левиафан»; оттуда, кстати, и знаменитое «человек человеку волк»), однако научаться из умных книг — одно, а наблюдать процесс самостоятельно — совсем другое дело. Личный опыт, сын ошибок трудных, плюс сопутствующий эффект — этим и объясняется банальная, казалось бы, идея Браткова, воздвигшего монумент межеумочному состоянию «ни войны, ни мира», в коем состоянии пребывает большинство сограждан; что тотальное братоубийство практически на пороге — реальная, а не вычитанная из книг или там газет проблема, — понятно, не может не беспокоить (Гоббс, кстати, «Левиафана» тоже ведь писал, наглядевшись на английскую революцию — как это мы называем; англичане пользуются определением «English Civil War»). Это все, может, пока не столь очевидно, чтобы перестать сомневаться каждому — ну так мы дождемся; покамест же отметим, что и фотография, которая вроде бы должна запечатлевать очевидное, работает у Браткова совершенно особым образом. Мы по инерции считаем — «Братков фотограф»; потому что в качестве фотографа Братков стал известен; Братков — это такой человек с фотоаппаратом, вам скажут; вопрос, однако, для чего этому человеку фотоаппарат, что человек с ним делает. Тогда и выясняется, что для Браткова фотография — не окно в мир, фактологическая дисциплина, отражение реальности, но лишь один из моментов этой самой реальности, «данной нам в ощущении», следуя формулировке еще одного известного философа. Которая реальность художника и гражданина не устраива­ет и неплохо бы ее изменить. В прежней «Риджине» Братков семь лет назад, помнится, пробовал строить схожую инсталляцию из фотографий, что не изображали бы практически ничего, ничего существенного и уж точно понятного, плюс постановочное видео; галерея тогда заказывала нечто вроде «мир Браткова», ну и получила… Критики только хмыкнули. Мир Браткова, который «давали в ощущении», больше символизировали, а не изображали, эти его фотографии, показался непонятен. Теперь, когда крупноформатные снимки, числом всего пять (какое-то битое стекло, заклеенные крест-накрест стекла на чьей-то веран­де, какой-то хлам, тлен, разорение), символизируют и дают ощутить, предвкусить понятно что — а если непонятно, то при входе написано, — реакция будет иной; все-таки это теперь не мир лично Браткова, а мир общий, наш собственный; или уже не мир даже, как при входе написано, а… непонятно что, но касается это каждого, как всеобщая мобилизация. Видео, где оземь с мертвым стуком падают стальные пехотные каски, будто снятые головы — одна, вторая, третья, — выглядит вообще как апдейт мемориала Неизвестному солдату, штуки почтенной, но на фоне нынешней войны «противу всех» довольно лицемерной. Сами-то мы себя знаем.

0
0
...
16 марта 2011

Лучшие отзывы о выставке «Сергей Братков»

Фото Георгий
Фото Георгий
отзывы: 709
оценки: 857
рейтинг: 2012
3
И все-таки это война

Выставка оставляет крайне странное, неприятное, трудно характеризуемое ощущение. Вызвано это прежде всего тем сюжетом, который был выбран. По состоянию того, что представлено, зритель все-таки видит скорее войну, чем мир. Во всяком случае, гнетущие ощущение случившегося воздействует на психику сильнее.

0
0
...
22 апреля 2011