Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Юрий Васильев

О выставке
  • Юрий Васильев – афиша
  • Юрий Васильев – афиша
  • Юрий Васильев – афиша
  • Юрий Васильев – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

9
Юрий
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
20 февраля 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта выставка представляет работы художника Ю.В.Васильева (1946–1980), бурный, но короткий период творчества которого пришелся на 1975-1979 г.г. - период безвременья между «газаневщиной» и «Товариществом экспериментального изобразительного искусства» (ТЭИИ). В наше время о многих ярких художниках обоих периодов «ленинградского андеграунда» вспомнили – изучается их творчество, издаются альбомы, организуются выставки. О Ю.Васильеве вспомнить забыли…
Восстановить справедливость - вернуть из забвения и сохранить для культуры имя и произведения незаслуженно забытого самобытного художника - главная цель этой выставки. Хотелось также собрать вместе все доступные картины, чтобы ощутить их совместное «звучание», оценить с расстояния в 30 лет, приблизиться к пониманию их истинной художественной ценности. Ну, и, конечно же, выявить (через широкую информацию о выставке) разбросанные по миру картины художника, чтобы ввести их в художественный оборот и сделать доступными зрителю.
Еще этой выставкой хотелось отдать дань людям, которые в те тяжелые для нового искусства годы оценили и поддержали художника, приобретая его картины, и, главное, - сохранили их в последующие десятилетия.
Вроде бы известно, что «рукописи не горят» и «время все расставит на свои места», однако справедливость этих утверждений всякий раз приходиться доказывать. Помимо очевидного – сохранения культурных ценностей - это помогает сохранить и веру в разумное и справедливое устройство мира.
Как сказал писатель М.Городинский (кстати, также незаслуженно забытый!): «Спасутся писавшие изящную прозу!». От себя добавим: «Спасутся также издававшие и читавшие ее!»

О ХУДОЖНИКЕ

Художник Юрий Викторович Васильев (1946-1980) родился в г.Омске, детство и юность его прошли в г.Кишиневе. После окончания 9 класса поступил на вечернее отделение Кишиневского художественного училища им. И.Е.Репина, по окончании которого в 1966 году был призван в армию. Служил в Ленинграде, после демобилизации женился, поступил на юридический факультет Ленинградского университета, который закончил в 1972 году. В это время активно занялся живописью, работал художником-оформителем в кинотеатре «Молния», а также маляром в аэропорту, где рабочие помещения использовал в качестве мастерской. К этому времени относится знакомство Ю.Васильева с Г.Михайловым, известным собирателем нового искусства. Первая неофициальная выставка картин Ю.Васильева состоялась на квартире Г.Михайлова в 1974 году. Первая и единственная до сего времени публичная персональная выставка его работ состоялась в 1976 году в кинотеатре «Молния» по инициативе тогдашнего директора кинотеатра Л.Т.Акоповой. Выставка не осталась незамеченной, однако документальных свидетельств о ней не сохранилось. Через Г.Михайлова Ю.Васильев познакомился с Т.Валентой, которая также собирала современную живопись, устраивала домашние выставки. В ноябре 1979 года он принял участие в групповой выставке 12 художников в ДК им. С.Орджоникидзе – это единственная выставка художников-нонконформистов, в которой он участвовал и свидетельства о которой сохранились. В это время его здоровье стало быстро ухудшаться, он сильно располнел. В декабре 1980 года он перенес на ногах тяжелый грипп, 31 декабря ему стало плохо, и его увезли в больницу, где в ночь на 1 января 1981 года он умер.
Ю.Васильев создал более 300 картин (по свидетельству Т.Валенты), которые были проданы частным владельцам в Ленинграде, Москве, а также гражданам западных стран, работавших в то время в СССР. Местонахождение подавляющего большинства картин неизвестно.
В своей работе он использовал особые механистические техники создания цветового пространства (разбрызгивание, втирание краски), способного пробудить ассоциации, как правило, из мира природы, и спровоцировать акт творчества, сводящийся к нанесению лишь нескольких мазков, которые и превращали этот цветовой хаос в живопись. Он считал, что истинным художником является «не тот, кто может изобразить, а тот, кто может увидеть». Такой метод работы требовал огромного количества попыток (эскизов), поскольку лишь 1-2 процента из них оказывались удачными. Другим следствием такой экспрессивной, спонтанной техники было использование быстросохнущих нитрокрасок - масляные краски для этого не годились.
Техника определила и ограничила сюжетное содержание его живописи – пейзаж и натюрморт с цветами. На протяжении всего творчества он оставался в этой теме, развиваясь и совершенствуясь в ней с годами. В его картинах последних лет главное – свет, свет таинственный, мерцающий, внутренний. Его живопись балансирует на грани реального и абстрактного, давая широкое поле для фантазии зрителя. Он был художником «от бога», что признавали многие художники, знавшие его.
Творчество Ю.Васильева было лишено социального подтекста, который в 70-е годы открывал дорогу в сообщество неофициальных художников. Революционность его подхода была и глубже, и серьезней, т.к. носила не тематический (сюжетный), а эстетический характер. В результате он оказался вне контекста – как официального, так и неофициального. Данное обстоятельство и ранняя смерть объясняют то, что в многочисленной литературе, посвященной художественной жизни ленинградского андеграунда, упоминания имени Ю.Васильева практически отсутствуют. Пожалуй, единственным доступным источником сведений о нем является вышедший в 2007г. библиографический словарь Л.Ю.Гуревич «Художники ленинградского андеграунда», в котором Ю.Васильеву отведено несколько строчек.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все