Снимки из семейного архива и официальная хроника из архива агентств: Ельцин-дитя, подросток, Ельцин в начале большого пути, Ельцин-строитель, Ельцин-депутат, XIX партконференция (помнит ли кто сейчас, что это такое?), первый съезд народных депутатов, выборы, митинг у Белого дома в августе 1991-го и расстрел Белого дома в октябре 1993-го, Чечня, перевыборы… Нет пьяных танцев.
Фотография |
Один — первый президент, и другой — первый: на этом внешнее сходство, кажется, заканчивается; дальше сравнивать трудно. В конце концов, 80-е прошли давным-давно, так претензии к ним теперь тоже какие-то… исторические. А вот с 90-ми, как показало недавнее решение Хамовнического суда, разобраться никак не удается. К Горбачеву единственный вопрос — не поменять ли его и perestroika местами в названии выставки в Манеже, где официальная тассовская хроника перемежается самодеятельным социальным репортажем из Сыктывкара. Что же касается антитезы «Ельцин» и «его время», там все еще как будто слышится сомнение, кто там на самом деле чей: 90-е — это действительно «время Ельцина» или это Ельцин только олицетворение 90-х; говоря иначе, могла или не могла быть история России какой-нибудь иной, когда бы не эта личность? Горбачев рисуется в какой-то круговерти лиц и событий, в каких-то вечных кулуарах и закулисье — а на сцене в это время фестиваль молодежи и студентов, Чернобыль, сухой закон, очереди, народные депутаты, Ельцин, московский и ленинградский андеграунд, полумиллионные митинги на Манежной, опять очереди. Напротив, Ельцин биографичен, сопровожден обширными цитатами из мемуаров, вообще как будто больше владеет ситуацией — никакой изнанки; неужто в самом деле так, опять поднимается в душе сомнение. Еще важный момент: Ельцин — это цвет. Это не прежнее ч/б, это сильно меняет первое впечатление — если б только можно было сейчас заполучить его хоть ненадолго, это первое впечатление. Или отказаться от нечаянного — про себя, конечно, не вслух — скандирования «банду Ельцина под суд, банду Ельцина под суд» перед иными кадрами, чтобы оценить непредвзято, скажем, эволюцию (если таковая вообще была) отечественного официального хроникерства конца ХХ века, от Генде-Роте до Величкина. Но едва ли много кто среди публики будет способен к двум выставкам фоторепортажей отнестись как к выставкам собственно фоторепортажей.
Впрочем, почему «едва ли кто»? Много вас с тех пор народилось.
Странное ощущение дежа вю подкрепляется неожиданностью созерцания политических транспарантов политически пассивной нации и всплывающих собственных воспоминаний переходного и неоднозначного периода.
Экспонируются фотографии с политическими деятелями того времени, многие из которых, собственно говоря, никуда не ушли. Ушел только он. Или он нужно написать с заглавной буквы?
Фотография открытия заседания Совета безопасности РФ с непафосной водой и карандашами в стеклянных стаканах вызвала ухмылку.
Рамбуйе с Шираком, леди Диана, Старовойтова и Каспаров, перформанс Бартенева, Леня Голубков, Собчак, столь же неоднозначный, как и сам БН - все это символы эпохи.
Новогоднее поздравление президента Ельцина было воспринято мной почему-то с каким-то трепетом - ни Путину, ни Медведеву не удается говорить так душевно и по-человечески трогательно.
МАММ - замечательная площадка.
После открытия - уже третий раз.
От выставки "Ельцин" неожиданно сильное впечатление.
...
Выно сим человека за скобки и получаем в сухом остатке редкий образец политического ублюдка.
Дрянь и пьянь.
И шайка упырей вокруг.
И эти семена взошли вокруг нас.Кошмар.
Его время, и мы в нем это уже история! Как бы мы к этому не относились! Он – это личность! Как бы мы не относились к тому, что он не делал, какие бы решения не принимал! И он такой же как и мы с вами – «человек», с такими же чувствами и эмоциями, как у всех. Все это можно увидеть на достаточно грамотно сделанной экспозиции, склеенной из разных составляющих его жизни, с красками и событиями того времени. Но… эмоциональная реакция будет не у всех… только у тех кто помнит и знает, что было…, только у тех кто способен будет понять, как тяжело быть… на вершине, как тяжело быть порою живым….
Дух эпохи! ))) Воистину.
Чего стоят одни газетные вырезки, стиль которых радикально отличается от современного. Да и сам формат обсуждения... Совсем не такой, как сейчас. Вообще это нужно видеть самому. Я тех времен не застала (в сознательном возрасте), поэтому для меня это было откровением.
Собственно, сегодня на выставке я оказался еще до того, как там оказался. Проболтался продавщице магазина одежды, похвастав: "А я сейчас пойду смотреть на Ельцина...". И паузу еще специально такую сделал. Продавщица, видимо решила подыграть мне, и очень мастерски удивилась (или сыграла удивление):
- Но ведь он же умер!
- Ну и что, что умер. Выставка до 13 числа работает.
С тем я, улыбнувшись, вышел и направил стопы свои на Остоженку.
Прежде всего хочу сказать про планировку выставки, да и вообще не буду многословен. Экспозиция занимает один достаточно просторный, с хорошим освещением и белыми фонами стен, зал. При входе в зал в застекленной рамке формата а2 на стене размещена статья-экскурс в "who is m-r Eltsin?". С этого начинается выставка. Сразу за рамкой начинаются ряды фотографий, опоясывающие по всему периметру стены зала, в хронологическом порядке. На каждой из фотографий изображен первый президент в разные моменты и периоды своей деятельности. 3-4 ряда фоторабот, затем идет встроенный в стену дисплей с наушниками, транслирующий отрывок документального фильма о Ельцине (названия не знаю). Далее снова 3-4 ряда фото-работ и снова вмонтированное устройство. Таким образом к концу осмотра выставки, можно просмотреть целиком фильм. Посреди зала стоят 3 декорации, обе стороны каждой из них буквально напичканы фотографиями. Но уже изображающих не президента. Смеющаяся женщина с табличкой в руке "Феминистки за Ельцина!". Бомж, с игрушечным пистолетом за пазухой (подпись под фото: 1994 г.). Открытие первого в России Макдоналдса. Женщина, минуту назад бывшая заложницей террористов. Накрытые простынями тела погибших шахтеров.
Колонна за колонной, все в хронологическом порядке. Первая колонна иллюстрирует события нашей, происходившие на нашей территории (не скажу - "стране") в конце 80-х - начале 90-х. Средняя колонна - соответственно середину 90-х, последняя - события конца 90-х - начала 2000-ых годов.
Лично мое отношение: фотографии подобраны искусно, все материалы синхронизированы, многие кадры нельзя, к примеру, было ранее случайно увидеть по телику или где-то еще. Целостный облик выставки складывается... В общем, хорошо. Не сказать чтоб прям "ах", но это и невозможно, т.к. тематика выставки связана с каждым жителем (и тем, кто приехал посетить выставку из-за рубежа, но родился в нашей стране). Ощущение после выставки как после просмотра интересного документального фильма. С разницей лишь, что в этом слишком много Ельцина.