Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.8

Выставка
Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта

Печатная графика выдающихся сюрреалистов

Тиражная графика авторов, вообще-то, настаивающих на исключительности чуть ли не каждого своего пука. Замечательна серия гастрономических литографий Дали, что-то среднее между Арчимбольдо и «Книгой о вкусной и здоровой пище». Работы Макса Эрнста публике покажутся знакомыми: коллажи из этой его «викторианской» серии украшали обложки романов про Эраста Фандорина. Еще InArtis представляет большинство печатных листов Магритта, в общем не особо приветствовавшего эту технику, но на выставке есть и его непременный человек в котелке, и репродукция «Это не трубка»; а замыкает исто­рию Ганс Руди Гигер — сценограф «Чужого» со всеми атрибутами этой нездешней мерзости.

  • Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта – афиша
  • Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта – афиша
  • Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта – афиша
  • Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта – афиша
  • Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта – афиша
Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
2 марта 2011
Печатная графика выдающихся сюрреалистов

Одно название техники — печатная графика — обещает как будто нечто еще более сюрреалистическое, нежели сам сюрреализм. Репродукция «раз, еще раз» применительно к переживаниям и видениям дает кошмар неизбывный, нескончаемый — шмяк, шмяк, с методичностью станка монстры сознания плодятся, чтобы дальше впечататься в мозги публики… Что ж, публику остается только пожалеть. Ибо по мозгам она могла бы получить куда эффективнее. Печатная графика ведь — тот же альбом; предназначена она для частного рассматривания. Пусть бессознательное коллективно, забираться в эти дебри куда лучше в индивидуальном порядке, а не с экскурсией. И не в полутьме, что нагнали организаторы — усугубить атмосферу; кажется, достаточно было бы и мрака, буквально источаемого коллажами Макса Эрнста (публике они покажутся знакомыми — коллажи Эрнста из этой его «викторианской» серии украшали обложки романов про Эраста Фандорина в издательстве «Захаров»). Дополнительные манипуляции со светом и тьмой здесь ни к чему и даже вредны; эти вещи надо изучать пристально, уткнув в них нос, — размеры небольшие, деталей много; собственно, пристальное разглядывание и создает сюрреалистический эффект, когда постепенно сквозь вроде бы обычную резцовую гравюру второй половины XIX — начала XX века начнет проступать сюрреалистический антураж: для своего романа в картинках «Une semaine de bonté» Эрнст вырезал элементы будущих коллажей из старых рекламных проспектов, книг с иллюстрациями Доре и т.п., соединяя затем их в нечто такое, отчего немедленно вспоминается, что ровесником этих рекламок был свежеизобретенный фрейдизм, а про викторианскую эпоху становится почему-то сразу неприятно думать… Тьма годится ужастикам Ганса Руди Гигера — ну разумеется, ведь более всего известен Гигер тем, что это именно он придумал «Чужого» со всеми атрибутами; тут разные спецэффекты, тьма и даже далекие вопли были бы к месту; но вот развеселую серию гастрономических литографий Дали, что-то среднее между Арчимбольдо и «Книгой о вкусной и здоровой пище», рассматривать в темноте — это как есть под одеялом.

4
0

Отзывы

9
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
19 марта 2011
Попытка открыть тайну мироздания или арт транс

Такие выставки однозначно нужно посещать: они расширяют взгляд на окружающий мир и преломляют восприятие пространства. Все это замечательным образом отражают представленные произведения. И пусть что-то покажется странным и удивительным, возможно даже отталкивающе неприятным - это тоже вполне достойная эмоция. Ведь именно неравнодушие характерно для сюрреализма.
Запомнилось гильотинирование от Макс Эрнст и геометрические формы жизнеутверждающих цветов, помещенные на подиуме.
Выставка, откровенно говоря, небольшая и, возможно, даже посредственная, но для России, безусловно, знаковая и заслуживающая посещения. Вспомните Грюйер и Фигейрас, если были там.
Работы Дали, представленные в наибольшем количестве, характерным образом специфичны и сложны с эмоциональной точки зрения.

8
0
7
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 643
10 марта 2011

Простояв 20 минут в очереди мы попали в таинственный зал, сердцем которого являлась световая инсталляция из меняющих свет кубов. Глаза постепенно привыкли к темноте и начали фокусироваться на подсвеченных картинах.
Надо сказать, что термин "коллективное бессознательное" ввел в обиход товарисч Юнг, поистине великий психоаналитик нашего времени.Пытаясь провести параллели между идеей Юнга и представленными работами, я пришла к выводу о бесполезности данной операции. Тогда я обратилась к другой части названия выставки - сюрреализм, который более оправдывает все то, что было представлено. Серьезно относится к данному видеоряду по меньшей мере непродуктивно, не стоит также пытаться анализировать то, что хотел сказать автор. Сюрреализм - это шок, это попытка заявить о неизведанных образах в человеке. Это то, что управляет современным человеком сейчас и принимается им на Ура, хотя, казалось бы это глупо и неестественно - реклама, извращения, лозунги, установки - все то, что делает нас одинаковыми и такими предсказуемыми.

Очень порадовал Гигер - красивое исполнение - виртуоз.Слон Дали также прекрасен ) Самая обсуждаемая работа - "Это не трубка" )))

Вобщем, как говориться, народ схавает все )

Очень рекомендую сходить )

8
0
9
Жан-Соль Партр
7 отзывов, 13 оценок, рейтинг 23
7 марта 2011

Хорошая выставка. Обставлена слишком претенциозно, но посетить стоит. Особенно порадовал Магритт, его офорты - действительно большая редкость. А Гигер, конечно, не сюрреалист, но где еще можно посмотреть его работы? Вот информации явно мало, хотя бы аудиогиды какие-нибудь сделали.

6
0
9
Александра Иванова
12 отзывов, 12 оценок, рейтинг 34
10 марта 2011

Проект InArtis совместно с Государственным Историческим музеем представляет работы таких ярчайших представителей сюрреализма как Рене Магритт, Роберто Матта, Сальвадор Дали и другие.
Само название говорит не только о сути, но еще и о цели выставки: продемонстрировать эволюцию сюрреалистической живописи. И, раз уж я заговорила об этом, то мне хотелось бы отметить тот факт, что с хронологической точки зрения порядок был несколько нарушен: картины Ханса Гигера к Макса Эрнста выставлялись первыми (чьи работы не только принадлежали к разным временным периодам, но были различные и по стилистике), и лишь затем Сальвадор Дали и Рене Маргритт.
Кроме того, эффект от самих произведений был усилен цифровым оформлением представленной экспозиции ( инсталляцией, тихой монотонной музыкой, незаметно действующей на подсознание и поселяющем сомнение в здравии твоего ума, и видеопроекциями) которое, на мой взгляд, было лишними - погружающая во мрак чужих фантазий атмосфера исходила лишь от картин, и в посредниках не нуждалась, тем более таких, как современные псевдо-технологии. В итоге общее впечатление от блестящей, но, увы, нереализованной идеи сильно искажается. Впрочем, возможно это лишь моя предвзятость, поскольку сюрреализм - одно из моих любимых направлений в искусстве наряду с импрессионизмом, и я отнеслась к этому несколько серьезней, чем это было нужно.
Наконец о картинах.
Литография "Бельфорский лев Макса Эрнста, которая представляла ранний сюрреализм тридцатых годов была , пожалуй, самой этичной, приближенной к реальности и доступной для понимая. Главной фигурой целой серии рисунков стал человек со львиным лицом, олицетворяющий насилие и жестокость, которые привык как должное принимать мир. Картины же Доротеи Таннинг (которая, кстати, была женой Эрнста), напротив, легкие и не требующие тяжелых раздумий. Рене Магритт, как ни странно, меня восхитил. Чтобы заставить людей задуматься, погрузиться в свой внутренний мир, и создать нечто такое, в чем каждый будет видеть своё и только свое, не навязанной обществом, нужно и вправду иметь талант. Спорить об этих работах можно сколько угодно, об их абсурдности, но на самом деле, если очень внимательно присмотреться, постараться вникнуть и понять логику Магритта , то в любой работе можно обнаружить подсказку, спрятанную в символах и понять до конца все то, что он хотел сказать.
Дали. Черт побери, без лишних слов. Я его люблю, боготворю и его пугающие подсознание будет моим личным раем Как ни странно, он единственный представитель расцвета эпохи сюрреализма, являющийся собирательным образом и символом всего коллективного бессознательного. «Ультрасюрреалистическая корпускулярная Галушка», «Ангел дадаистического сюрреализма», «Обнаженно-одетый по сюрреалистической моде», «Сюрреалистический король», пожалуй, самые абсурдные и самые великолепные работы на этой выставке.
Протосюрреалист Джорджо де Кирико представлен всего одной гравюрой- «Манекен». Что ни могло не расстроить, так как для того, чтобы понять мотивацию художника всего одной его работы мало, нужно увидеть сначала в творчестве создателя, его миросозерцания (а вдвойне это необходимо, когда речь идет о художнике-сюрреалисте), а потом пытаться понять его работы. А то как притче про шестерых слепых и слоне получается, поэтому снимаю с себя ответственность судить о его творчестве.
И, наконец, Ханс Гигер, художник, безусловно, замечательный, но что он там, как представитель фантастического реализма, делал - не понятно. О нем могу сказать, что выдуманные им образы максимально реалистичны и актуальны, главными героями которых являются постаппокалипсистические создания, пугающие и безликие.

Подводя итоги, хочу сказать следующее: снова ощущение портит плохо продуманная экспозиция. Чем думают организаторы, и думают ли, вопрос серьезный и весьма деликатный. Но, тем не менее, я искренне счастлива, что посетила ГИМ, и увидела в живую работы любимого художника и узнала новых художников

4
0
9
Мария Федорова
4 отзыва, 37 оценок, рейтинг 15
1 марта 2011

В историческом музее показывают историю. Историю развития интереснейшего направления в искусстве, такого близкого многим, такого знакомого, такого таящегося где-то на задворках души, взятого из подсознания, из сна, из глубины. Все это в графических работах гениального Эрнста, такого эротично-сюрреалистичного, и в метровых шелкографиях Гигера под девизом "Будь футуристом!", и в архитектурно-скроенных литографиях чилийского архитектора Роберто Матты. А еще представьте сюрреалистичного размера потолки (такие бывают, да) с проецирующимся на них "Манекеном" де Кирико. И все это совсем не трубка!

4
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все