Резная скульптура, мебель и живопись — отменного провенанса (то есть происхождения). Одна из лучших частных коллекций блещет некоторыми именами — вроде Яна Массейса, Гуго ван дер Гуса или Питера Брейгеля Младшего.
Живопись, Скульптура, Инсталляция |
После первого похода я поняла, что оценивала выставку с исторической точки зрения , разглядывала персонажей, их одежду, элементы доспехов, мелкие детали быта... Как эстет - я не уделила ни одной работе должного внимания. Для меня это возмутительно, поэтому я собралась на неё второй раз.
Нельзя сказать, что выставка сверх гениальна. Во-первых, я окончательно убедилась, что светские работы гораздо ярче и интереснее, нежели произведения с религиозной тематикой, и именно их было не так много. А во-вторых, большинство работ принадлежали мастерам известных в более узком кругу, чьи имена не так сильно повлияли на развитие живописи и скульптуры в ту эпоху, или же вообще - были безымянными. Но, тем не менее, она чем-то все-таки зацепила меня. Возможно потому, что ХV-XVI века - мое любимое время, самое яркое и невольно ассоциирующееся с множеством шедевров.
Всю выставку мысленно можно разделить по принципу выставленных работ на три категории: живопись, полихромные скульптуры и мебель. Полотна, как ни странно, вызвали гораздо больше положительных эмоций, нежели скульптура, но дело не в качестве самих работ, а в свойствах этих совершенно разных видов искусств. В средние века скульптуры создавались для украшения соборов, и рассматривались исключительно как часть статуарной группы, монументального ансамбля или как архитектурное украшение (собственно, поэтому силуэты средневековых скульптур изгибаются в виде буквы "S" отсюда же классическая поза, когда центр тяжести переходит на одну ногу). Скульптура играла подчинительную роль и выполняла декоративные функции и редко была самостоятельной . Поэтому трудно было оценить их красоту, когда они стояли в разброс по огромному залу. Конечно, я понимаю, что передать полностью первозданный образ невозможно, но , тем не менее, сильного впечатления это все равно не произвело, напротив: все время хотелось придраться к непропорциональному лицу, грубой драпировке, несопоставимым по размерам частям тела ( например ладони почти у всех скульптур были больше лица). Кстати, хотелось бы мимоходом указать на несостоятельность музея : у святой Маргариты, по описанию, в руке должен был быть посох, но то, что было у этой святой - это самый обычный фальшион (фальшион - европейское клинковое оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой) . Конкретно про каждую скульптурную работу говорить не буду, все они очень похожи.
Что касается картин. Знаете, среди них были действительно шедевральные произведения! Выделила я "Иоганна Фридриха Великодушного" Лукаса Кранаха младшего (кстати, портрет написан в год его смерти-1547) и "Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа" Питера Брейгеля-младшего. Что касается Кранаха, то были выставлены несколько его полотен, но впечатлил меня исключительно "Иоганн", исполненный в лучших традициях немецкой школы. На остальных же меня просто убил этот бирюзовый фон, резавший глаза. А вот "Свадебная процессия" меня очень порадовала: когда я увидела картину, я долго не могла понять её суть. Смутили лишь слишком богато одетые крестьяне. И только когда я прочитала историю картины, то узнала, что она является неким символом идеи о постоянном цикличном движении, когда все вновь возвращается в круги своя. А главным элементом являлась ветряная мельница. Поэтому вот мой совет: не говорите сразу, что нет смысла, надо хорошо задуматься. Много полотен с библейскими сюжетами. Из этой тематики я бы выделила Алтарь Святого Эразма (ХV век, Нижняя Саксония). Простая и широко используемая концепция, при этом оставляет сильное переживание. Но, если честно, я не очень люблю религиозные сюжеты, поэтому остальные работы меня мало впечатлили, потому что они отражают человеческие пороки , усиливая их в несколько раз, тогда как Ян Массейс просто высмеивает их, не оставляя никакого негатива. Но самая великолепная работа это портрет знатной дамы , выполненный Поурбусом. Просто великолепно , я взгляда оторвать не могла.
Мебель, которая со временем из части быта превратилась в искусство, тоже достойна внимания: безумно хотелось прикоснуться к старым дверками сундучков и шкафчиков, и дух захватывало от одной мысли, что каких-то пять веков назад красивые молодые барышни хранили в них драгоценности и свои богатые одежды.
Подводя итоги могу сказать, что выставка прекрасна, не жалею, что сходила, но до идеала все-таки не дотягивает. Искренне надеюсь, что приедет что-нибудь, еще более шедевральное.))
Очень-очень советую!!!!
Все эти вещи в подлиннике просто светятся-сияют и проникают в душу..
Круг Питера Брейгеля Младшего - картина крестьян в нарядных платьях.. Потрясающа.. Понимаешь вдруг, что крестьяне в Генеральной линии Эйзенштейна и дети крестьянские у Питера-Младшего - с одинаковыми лицами.. И вдруг пронизывает эта связь времен..
Как живая прямо на зрителя смотрит инфанта Изабелла - самая мощная картина во всей выставке.. Сначала замечаешь платье со всеми жемчужинками - а потом не можешь выйрвать из памяти лицо.. Девушка смотрит вроде с вызовом и вежливым интересом..
Еще мне понравился самый многослойный предмет выставки - ретабль - такой многокоробовый иконостас из статуэток - раглядывать стоит - не хочется упустить ни персонажа..
Какждый увидит что-то свое, уверена.. Это хорошая, позитивная, многоранная выставка..
классная выставка
мне понравились картины, такие яркие, отлично сохранившиеся с 15 века, а особенно резные скульптурки и шкафчик
супер=)))всем советую сходить
Выставка из частной коллекции, очень хорошая. Мне особенно понравились резные деревянные скульптуры. Тончайшая работа. Статуи как живые. Очень непривычное изображения Мадонн с младенцем. И сами лица иные - вытянутые с тонкими чертами лица, высокими и подчеркнуто округлыми лбами. Видимо, таковы были в Северной Европе стандарты красоты в XV-XVII вв. Выставка открыта до 13 марта, так что еще можно успеть.
А теперь о самом ГМИИ им. Пушкина. Я, конечно, очень люблю там бывать, но вот только постоянные часовые (а порой и многочасовые) очереди при входе в музей не вдохновляют совершенно, особенно на морозе! Сегодня простояли больше часа! Было, конечно, не -20*, как вчера, а всего лишь - 10*, но я думала, что останусь без ног и вспоминала валенки :) Зачем устраивать подобный псевдоажиотаж - не понятно совершенно! Народу было много, но не на столько - в зале временных экспозиций на втором этаже, где проходила выставка, можно было вполне свободно, не мешая друг другу, подойти к любому экспонату. Где-то читала, что подобные меры в Пушкинском обусловлены небольшой пропускной способность гардероба (сам музей-то может вместить много народа). Неужели до сих пор нельзя было найти, наконец, возможность переоборудовать или расширить гардероб? Зачем по часу морозить людей (многие были с детьми) и отбивать у них тягу к искусству!
Отличная выставка. Благодарен компании Афиша за рекомендацию к просмотру выставки. Во многих произведениях выставки Шедевры Северной готики и Ренессанса сквозил религиозный мистицизм конца XV — начала XVII века. И была возможность прикоснуться к этим произведениям и предметам культа тех времен сейчас, в настоящем. Почувствовать и мысль художника, и мастерство ремесленника. А это всегда потрясает. Ведь эти предметы смогли прожить огромную жизнь, предоставив возможность людям восхищаться ими, ухаживать за ними и сохранять в веках для следующих поколений. Мысль, материализованная человеческой энергией, во времени сохраняет первозданное тепло. Если это действительно была мысль.
Александр Огнивцев НСНБР Спасибо Афиша!