Москва
8.4

Выставка
Шедевры Северной готики и Ренессанса

Живопись, скульптура и мебель из коллекции Михаила Перченко

Резная скульптура, мебель и живопись — отменного провенанса (то есть происхождения). Одна из лучших частных коллекций блещет некоторыми име­нами — вроде Яна Массейса, Гуго ван дер Гуса или Питера Брейгеля Младшего.

  • Шедевры Северной готики и Ренессанса – афиша
  • Шедевры Северной готики и Ренессанса – афиша
  • Шедевры Северной готики и Ренессанса – афиша
  • Шедевры Северной готики и Ренессанса – афиша
  • Шедевры Северной готики и Ренессанса – афиша
Живопись, Скульптура, Инсталляция

Как вам выставка?

Отзывы

7
Александра Иванова
12 отзывов, 12 оценок, рейтинг 34
8 февраля 2011

После первого похода я поняла, что оценивала выставку с исторической точки зрения , разглядывала персонажей, их одежду, элементы доспехов, мелкие детали быта... Как эстет - я не уделила ни одной работе должного внимания. Для меня это возмутительно, поэтому я собралась на неё второй раз.
Нельзя сказать, что выставка сверх гениальна. Во-первых, я окончательно убедилась, что светские работы гораздо ярче и интереснее, нежели произведения с религиозной тематикой, и именно их было не так много. А во-вторых, большинство работ принадлежали мастерам известных в более узком кругу, чьи имена не так сильно повлияли на развитие живописи и скульптуры в ту эпоху, или же вообще - были безымянными. Но, тем не менее, она чем-то все-таки зацепила меня. Возможно потому, что ХV-XVI века - мое любимое время, самое яркое и невольно ассоциирующееся с множеством шедевров.
Всю выставку мысленно можно разделить по принципу выставленных работ на три категории: живопись, полихромные скульптуры и мебель. Полотна, как ни странно, вызвали гораздо больше положительных эмоций, нежели скульптура, но дело не в качестве самих работ, а в свойствах этих совершенно разных видов искусств. В средние века скульптуры создавались для украшения соборов, и рассматривались исключительно как часть статуарной группы, монументального ансамбля или как архитектурное украшение (собственно, поэтому силуэты средневековых скульптур изгибаются в виде буквы "S" отсюда же классическая поза, когда центр тяжести переходит на одну ногу). Скульптура играла подчинительную роль и выполняла декоративные функции и редко была самостоятельной . Поэтому трудно было оценить их красоту, когда они стояли в разброс по огромному залу. Конечно, я понимаю, что передать полностью первозданный образ невозможно, но , тем не менее, сильного впечатления это все равно не произвело, напротив: все время хотелось придраться к непропорциональному лицу, грубой драпировке, несопоставимым по размерам частям тела ( например ладони почти у всех скульптур были больше лица). Кстати, хотелось бы мимоходом указать на несостоятельность музея : у святой Маргариты, по описанию, в руке должен был быть посох, но то, что было у этой святой - это самый обычный фальшион (фальшион - европейское клинковое оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой) . Конкретно про каждую скульптурную работу говорить не буду, все они очень похожи.
Что касается картин. Знаете, среди них были действительно шедевральные произведения! Выделила я "Иоганна Фридриха Великодушного" Лукаса Кранаха младшего (кстати, портрет написан в год его смерти-1547) и "Свадебная процессия на фоне сельского пейзажа" Питера Брейгеля-младшего. Что касается Кранаха, то были выставлены несколько его полотен, но впечатлил меня исключительно "Иоганн", исполненный в лучших традициях немецкой школы. На остальных же меня просто убил этот бирюзовый фон, резавший глаза. А вот "Свадебная процессия" меня очень порадовала: когда я увидела картину, я долго не могла понять её суть. Смутили лишь слишком богато одетые крестьяне. И только когда я прочитала историю картины, то узнала, что она является неким символом идеи о постоянном цикличном движении, когда все вновь возвращается в круги своя. А главным элементом являлась ветряная мельница. Поэтому вот мой совет: не говорите сразу, что нет смысла, надо хорошо задуматься. Много полотен с библейскими сюжетами. Из этой тематики я бы выделила Алтарь Святого Эразма (ХV век, Нижняя Саксония). Простая и широко используемая концепция, при этом оставляет сильное переживание. Но, если честно, я не очень люблю религиозные сюжеты, поэтому остальные работы меня мало впечатлили, потому что они отражают человеческие пороки , усиливая их в несколько раз, тогда как Ян Массейс просто высмеивает их, не оставляя никакого негатива. Но самая великолепная работа это портрет знатной дамы , выполненный Поурбусом. Просто великолепно , я взгляда оторвать не могла.
Мебель, которая со временем из части быта превратилась в искусство, тоже достойна внимания: безумно хотелось прикоснуться к старым дверками сундучков и шкафчиков, и дух захватывало от одной мысли, что каких-то пять веков назад красивые молодые барышни хранили в них драгоценности и свои богатые одежды.

Подводя итоги могу сказать, что выставка прекрасна, не жалею, что сходила, но до идеала все-таки не дотягивает. Искренне надеюсь, что приедет что-нибудь, еще более шедевральное.))

5
0
9
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
1 марта 2011

Очень-очень советую!!!!
Все эти вещи в подлиннике просто светятся-сияют и проникают в душу..
Круг Питера Брейгеля Младшего - картина крестьян в нарядных платьях.. Потрясающа.. Понимаешь вдруг, что крестьяне в Генеральной линии Эйзенштейна и дети крестьянские у Питера-Младшего - с одинаковыми лицами.. И вдруг пронизывает эта связь времен..
Как живая прямо на зрителя смотрит инфанта Изабелла - самая мощная картина во всей выставке.. Сначала замечаешь платье со всеми жемчужинками - а потом не можешь выйрвать из памяти лицо.. Девушка смотрит вроде с вызовом и вежливым интересом..
Еще мне понравился самый многослойный предмет выставки - ретабль - такой многокоробовый иконостас из статуэток - раглядывать стоит - не хочется упустить ни персонажа..
Какждый увидит что-то свое, уверена.. Это хорошая, позитивная, многоранная выставка..

1
0
9
Maria Rudnichenko
24 отзыва, 198 оценок, рейтинг 18
20 февраля 2011

классная выставка
мне понравились картины, такие яркие, отлично сохранившиеся с 15 века, а особенно резные скульптурки и шкафчик
супер=)))всем советую сходить

1
0
9
Nashari
40 отзывов, 956 оценок, рейтинг 80
20 февраля 2011

Выставка из частной коллекции, очень хорошая. Мне особенно понравились резные деревянные скульптуры. Тончайшая работа. Статуи как живые. Очень непривычное изображения Мадонн с младенцем. И сами лица иные - вытянутые с тонкими чертами лица, высокими и подчеркнуто округлыми лбами. Видимо, таковы были в Северной Европе стандарты красоты в XV-XVII вв. Выставка открыта до 13 марта, так что еще можно успеть.

А теперь о самом ГМИИ им. Пушкина. Я, конечно, очень люблю там бывать, но вот только постоянные часовые (а порой и многочасовые) очереди при входе в музей не вдохновляют совершенно, особенно на морозе! Сегодня простояли больше часа! Было, конечно, не -20*, как вчера, а всего лишь - 10*, но я думала, что останусь без ног и вспоминала валенки :) Зачем устраивать подобный псевдоажиотаж - не понятно совершенно! Народу было много, но не на столько - в зале временных экспозиций на втором этаже, где проходила выставка, можно было вполне свободно, не мешая друг другу, подойти к любому экспонату. Где-то читала, что подобные меры в Пушкинском обусловлены небольшой пропускной способность гардероба (сам музей-то может вместить много народа). Неужели до сих пор нельзя было найти, наконец, возможность переоборудовать или расширить гардероб? Зачем по часу морозить людей (многие были с детьми) и отбивать у них тягу к искусству!

1
0
7
Александр Огнивцев
49 отзывов, 106 оценок, рейтинг 9
15 марта 2011
Шедевры Северной готики и Ренессанса


Отличная выставка. Благодарен компании Афиша за рекомендацию к просмотру выставки. Во многих произведениях выставки Шедевры Северной готики и Ренессанса сквозил религиозный мистицизм конца XV — начала XVII века. И была возможность прикоснуться к этим произведениям и предметам культа тех времен сейчас, в настоящем. Почувствовать и мысль художника, и мастерство ремесленника. А это всегда потрясает. Ведь эти предметы смогли прожить огромную жизнь, предоставив возможность людям восхищаться ими, ухаживать за ними и сохранять в веках для следующих поколений. Мысль, материализованная человеческой энергией, во времени сохраняет первозданное тепло. Если это действительно была мысль.
Александр Огнивцев НСНБР Спасибо Афиша!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все