Одесную гении и злодеи, ошуюю святые — это если от входа (от гардероба, соответственно, наоборот). И там и там — начиная примерно Борисом и Глебом, но развивая впоследствии историю, соответственно, светскую, из школьных учебников известную, и историю, э-э-э, другую, про которую в школьных учебниках немного. Два синхронных сюжета, как-то исхитряющихся не пересекаться на протяжении тысячи лет — за исключением разве вышеупомянутых страстотерпцев Бориса с Глебом да еще одного благоверного царевича, Дмитрия Углицкого: одесную — нестеровского, блаженненького, чуть не левитирующего среди тонких березок; ошуюю — помассивнее да поприземленнее, резного, шитого, писанного, с небогатым и подробным житием в клеймах, все так же оставляющим в неведении, кто это ж царевича так. Одесную оно, разумеется, всегда интереснее — со злодеями-то. С широкими историческими жестами, реконструированными костюмами, дорогостоящей бутафорией и массовкой, с развернутой, что главное, и вызубренной мифологией — на зависть любой синодальной комиссии. Куда там сухоньким и чинным преподобным Кириллу Белозерскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Александру Свирскому, про которых мало кто что слышал и знает; иное дело — Малюта Скуратов или Иван Сусанин, это да, притча во языцех. Сюжет русского духовного подвижничества, поначалу разбежавшись, заканчивается с концом XIX века: преподобный Серафим, Саровский и всей России чудотворец, еще есть, а вот мученик и исповедник царь Николай, при котором Серафим был канонизирован — заметим, по личному царскому настоянию, вопреки мнению синодального обер-прокурора, — Николай Александрович Романов в сонме русских святых отсутствует. Евфросиния Полоцкая, канонизированная тогда же, при нем же, есть; его самого — нет. Анна Кашинская — есть; его нет. Феодосий Черниговский есть… ну и так далее. Последний русский император, надо сказать, и в исторической части едва упомянут — репинским ростовым портретом; и ни слова. Не до него сейчас. Как раз здесь, в этот момент, где заканчивается параллельная история «Святых земли Русской», «Герои и злодеи русской истории» только во вкус входят: советская часть, взвейтесь да развейтесь, количественно приближается ко всей предыдущей истории, а пафосом перекрывает ее напрочь. Ну а столько портретов рябого черта, эффективного менеджера, «имени России №1», последний раз выставлялось, наверное, только при его жизни.
Тихо, скромно, умиротворенно… Так чувствуешь себя на выставке, посвященной изображениям святых на Русской земле. Кажется, словно время остановилось, так тихо, никто не шумит, не только потому, что посетителей мало, но даже детки внимательно слушают экскурсовода о том, как отличить Оранту от Одигитрии…
В оформлении использованы белые и сине–сиреневые цвета, словно небо с облаками, ещё раз напоминая нам о том, на выставку о ком мы пришли – о святых, связанных с небом, чистотой…
Уникальные вещи можно увидеть здесь – не только иконы, изображения святых, но и деревянные скульптуры (!), что совсем редкость и вышитые или тканные, не знаю, как правильно, изображения старцев в рост – красивые, добрые, одухотворенные лица их строго и любя взирают на нас… через очки! Никогда не думала, что святых можно изображать в очках.
Даже если вы не религиозный человек, то вам будет интересно посмотреть на выставленные предметы, как на произведения искусства, какими они собственно и являются – мастерски вырезанные двери из церкви, предметы церковной утвари, украшенные глазурью, резьбой, картины с выпуклыми персонажами, словно живыми в рамке, деревянные скульптуры и вышитые изображения о которых я уже писала…
Удивительная выставка, приносящая в душу умиротворение и покой…