Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
FQ-Test

Антон Гинзбург, Яков Каждан, Ксения Перетрухина и другие представители социально озабоченного искусства из разных стран

Выставка актуальных художников из России, Грузии, Словении и США посвящена художественному осмыслению уровня свободы в этих странах. Картина современности складывается пестрая. Ксения Перетрухина в фильме «Not to Be Barbie» показывает зависимость современной женщины от медийного образа идеального тела. Викентий Комитски приближает друг к другу континенты и геополитические границы в коллаже «Together Again». Яков Каждан в проекте «I Wash My Hands» исследует чувство вины и отказ от социальной ответственности в повседневных бытовых ритуалах.

  • FQ-Test – афиша
  • FQ-Test – афиша
Живопись, Инсталляция, Новые медиа

Как вам выставка?

Отзывы

7
Вика Сушко
3 отзыва, 4 оценки, рейтинг 0
24 ноября 2010
«FQ-test. Коэффициент свободы».

Открытие международной выставки «FQ-test» вызвало особенный интерес среди самарских зрителей, в том числе и понимающих современное искусство, а также самих участников арт-процесса. На открытии были куратор Андрей Паршиков, художники, представители фонда «Виктория – искусство быть современным».

Викенти Комитски прилетел на открытие из Болгарии; последнее время он интересуется современной Россией и даже думает о смене места жительства. Алина Гуткина и четверо молодых людей, участников перформанса, прилетели в Самару за несколько дней до открытия выставки – наносили масштабное граффити на стену, готовили арт-акцию. Свои работы также лично представили Яков Каждан и Ксения Перетрухина.

Проект впервые был показан в московской галерее «GMG» в марте этого года. Получив значимую ответную реакцию, организаторы решили представить выставку в другом городе. Необходимым требованиям экспонирования – мобильное пространство «белого куба», современная система освещения – отвечали далеко не все выставочные залы. Галерея «Виктория» стала идеальным вариантом для показа «FQ-test».

Автор концепции выставки – искусствовед, художественный критик и специалист в области видео-искусства, в данный момент куратор московской галереи «GMG». Паршикова привлекает современное прогрессивное искусство в его оппозиции к коммерческому contemporary art. Прогресс здесь нужно понимать в советском смысле, как стремление к светлому будущему. Это стремление объединяет всех участников проекта «FQ-test», за исключением, пожалуй, американки Лизи Раскин, что вполне логично: коммунизма в США нет, оппозиционный лагерь сегодня представлен либералами.

Прогрессивное искусство всегда социально, не может не реагировать на общественные болевые точки. Художественная свобода зависит от политической ситуации, социальных процессов, укорененных или формирующихся стереотипов массового сознания. Сама идея проекта – возможность разработки и внедрения некоего коэффициента, определяющего допустимую степень свободы для разных социальных групп – создает уровень напряжения, достаточный для того, чтобы заинтересовать современного зрителя.

Каждая работа «FQ-test» тестирует уровень свободы в определенной ситуации, в контексте каких-то событий, о чем зрителю говорят подписи к инсталляциям, видео и арт-объектам. Отсылки к философским и художественным текстам (Ницше, Фуко, Чернышевский, Дионисий Ареопагит), другим произведениям искусства, сакральным символам и политическим событиям усложняют выставку. Однако поверхностному взгляду «на уровне картинки» остается яркая эмоциональная форма, как, например, игра отражений неона в зеркале в инсталляции Антона Гинзбурга.

Выставку открывают несложные для интерпретации работы Викенти Комитски, Ксении Перетрухиной и Алины Гуткиной. В коллаже «Together Again» Комитски соединяет в единое полушарие все материки и океаны, образно выражая тем самым продолжающийся процесс глобализации. По словам художника, глобализация для каждого означает что-то свое. И она не настолько глобальна, как представляют ее господствующие дискурсы. Глобализация может принимать варварские очертания земли Гондваны, опрокидывая мир в состояние «до цивилизации». Комитски указывает на проблему: Болгария от вступления в Евросоюз больше проиграла, в стране резко снизился уровень жизни.

Для Ксении Перетрухиной возможность заниматься современным искусством – это возможность изменить мир: «Меня волнует проблема: женщины озабочены похудением. Работа, которую я представила на выставке – это попытка прекратить этот процесс». Стремление сломать стереотипы, ограничивающие нашу свободу – важная задача для современных художников.

Стереотипы исследует и Алина Гуткина, участница международных выставок и фестивалей – в этом году работы Алины были особо отмечены на «Модерниконе» и «Artissima» (Турин). Проблема, с которой столкнулась Гуткина – давление правоохранительных органов в связи с граффити у нее дома – побудила ее выставить граффити-работу в галерее и этим жестом показать, что иногда художнику проще высказаться в публичном пространстве, чем в приватном. Тема субкультур продолжает оставаться актуальной для художницы.

Другая тема была заявлена в ее перформансе, представленном в день открытия – люди эпохи потребления носят не одежду, а бренды, демонстрируя символы успешности (участники перформанса, одетые в полиэтилен, писали друг на друге слоганы).

Видео-инсталляция Якова Каждана «Я умываю руки» обыгрывает известную фразу в современной ситуации осознания социальной вины и желания снять с себя ответственность за общественные проблемы. По словам Каждана, «в современном искусстве есть культ, который можно обозначить как культ чистоты. Здесь связь с чувством вины, которое в разных контекстах возникает у жителей Западной Европы и России. Я хотел выразить шок, который есть сейчас. Речь идет не о каком-то всеобщем чувстве вины, а о персональном опыте. Это частые ситуации, связанные с моралью в современном мире. Мне кажется, что есть определенное количество людей, воспроизводящих культ чистоты – в прямом и переносном смысле».

Триптих Ладо Дарахвелидзе – это художественный ответ президенту Грузии в связи с предложением последнего сменить государственный флаг на триколор.

Арсений Жиляев представляет соединенные в единой инсталляции графику, живопись, макет стола, описанного в «Четвертом сне Веры Павловны», документации и живописное изображение первой рекламы, созданной женщиной. Виртуальные аватары женщин – участниц арт-процесса, реклама морфина, который «действительно помогает», выдержки из книги об ударницах социалистического труда – все это соединяется в пессимистический ответ на вопрос о том, возможно ли еще «светлое будущее».

Творческая группа Sang Noir представляет фэшн-бренд для участников гражданского неповиновения. Теперь политические активисты могут щеголять в стильных куртках со стразами от Swarovski и писать лозунги лазером, а не портить фасады зданий.

Коэффициент свободы оказался неоднозначным, многогранным и вариативным. В то же время едва ли возможно говорить о разном уровне свободы для разных государств и культур в плоскости «больше-меньше». Куратор не считает, что «неолибералы свободнее, чем живущие в России. В России меньше свобод, при этом далеко не всеми свободами пользуются. Об этом, например, работа Перетрухиной. Одна из важнейших работ здесь – инсталляция Лизи Раскин. У нее сложное название: «Squelch». Это можно перевести как ответный удар, например, когда ты выходишь из машины и наступаешь в лужу. На этой выставке многие художники задают вопросы, на которые нет ответов. А работы Лизи обладают терапевтическим эффектом, несут в себе позитивное послание».

Выставка «FQ-test» работает до 16 декабря.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все